Немного предыстории
Есть одна довольно известная саратовская художница Яна Антонова. Вы наверняка видели её графику на метафорических картах и пиве; а также вам 100% хотя бы раз попадалась одна из её хитрых длиннокосых девиц в красных кокошниках. Русский стиль, короче, с иронией и яркими сюжетными образами. Если не видели — посмотрите здесь.



Есть довольно известная ростовская бизнес-леди Виктория Дудникова. Основательница Донской недели моды; хозяйка модельной школы; организатор клуба успешного успеха и [длинный список регалий]. Вы наверняка видели хэштег #модаидёт и под ним всё — от модельной школы до глянцевого журнала. Если не видели — посмотрите здесь или загуглите Don Fashion Week. У нас кстати был обзор.


Происходит событие: Виктория открывает модное пространство Дом Мод — кофейня+бутик с избранными коллекциями молодых российских дизайнеров. Пространство красиво оформлено, можно (нужно) проводить мероприятия. Внутри — сплошной стиль. На одной из стен — красивущая картина с шестью длиннокосыми девицами в красных кокошниках. Внизу написано «Елена Обнизова». Кажется, сделали пару ошибок в словах «Яна Антонова». Подписчики Яны спешат поделиться с художницей скриншотами. Яна в возмущении, ведь она ни сном ни духом. Украли интеллектуальную собственность, да ещё и написали чужое имя. Всё это на фоне ещё двух недавних инцидентов — сначала администрация Тулы использовала изображения без разрешения, потом фанаты какой-то музыкальной группы. Яна пишет Виктории во все мыслимые аккаунты и требует убрать картину. Виктория абсолютно индифферентно относится к этим посланиям.

Наша редакция проходила мимо этой истории и не смогла не остановиться. Ростов-папа отличился в кои-то веки, нужно срочно разобраться. Кто нас просил? Никто, чистая личная инициатива. Собираемся и идём в упомянутый Дом Мод смотреть на девиц в кокошниках.
Что было дальше: разборки
Пришли в Дом Мод. Нас там встретила сама Виктория, любезно провела экскурсию по пространству и мы ну очень душевно пообщались про бизнес, про искусство, про дела в южной столице и в общем про всё самое важное. Не стали кривить душой, спросили и про картину — мол, где взяли изображение, знаете ли что художница недовольна, все дела. Получили очень ясный ответ: изображение увидели на метафорических картах, не знали кто автор, чуть переделали (девиц в оригинале пять, а у них шесть) и вот Елена Обнизова (чьё имя там внизу) непосредственно перенесла всё на стену.

«Знаете, русский стиль нельзя присвоить — сейчас это модно, так делают все. Ну а авторские права я прекрасно знаю, у меня муж занимается юридическими вопросами, это всё улажено — наше изображение другое и не является точной копией. Тут не должно быть проблем.» — так нам сказала Виктория.

Казалось бы, что могло пойти не так? Но есть одна загвоздка: первоначальное «не знали кто автор и на всякий случай переделали» уже неакутально — художница дала о себе знать в соцсетях и всюду написала, что это её работа. Отсюда есть несколько вариантов развития событий:
- «Нас не волнует, под авторское право это изображение уже не попадает, т.к. оно другое. Не пишите сюда больше»
- *игнор и/или блок*
- «Ой, извините, хорошо что вы нашлись. Что мы можем сделать сейчас?»
- «Ой, извините, сколько вам заплатить?»
- «Ой, извините, может быть соавторство? Знаете, русский стиль сейчас очень популярен, мы могли бы быть полезны друг другу»
Виктория выбрала пункты 2 и 3. Причём в 3-м пункте она вскоре вернулась ко 2-му — со слов художницы, как раз после нашего визита Виктория наконец ответила ей в соцсетях и спросила, что они могут сделать. Яна попросила убрать изображение со стены пространства, на что Виктория предложила Яне созвониться с представителем для дальнейшего обсуждения. Но Яна не ведёт переговоры по телефону и предпочитает переписки, о чём открыто заявляет в соцсетях — так проще фиксировать важные моменты и меньше шансов быть обманутой на словах. Далее см. п.2.
На этом моменте звучит (где-то в голос, где-то в мыслях) следующее убеждение: в эпоху цифровизации всего и вся крайне трудно сохранить право на интеллектуальную собственность. Если ты что-то выложил в интернет — оно уже не твоё. Добрые подписчики помогут и подскажут где кто и как украл твою работу, но это будет 1 известный случай из 10 неизвестных. Является ли это нарушением — взять чужую картинку из интернета, раз она в свободном доступе? Безусловно, вот только едва ли это можно отследить, доказать и вернуть свои права себе. Некоторые знаменитости платят огромные деньги, чтобы их снимки или компрометирующую информацию удалили из интернета. Но интернет помнит всё.
Вы скажете: но ведь здесь вообще ничего про интернет не сказано, изображение взяли с каких-то там метафорических карт. А мы скажем: так это всего касается. Кроме того, художница пожаловалась, что это далеко не первый инцидент — до этого её изображения брали из интернета и использовали 1) фанаты музыкальных групп в видеороликах (с наложением сомнительных текстов) 2) администрация города Тула (да-да) 3) и так далее, так далее. А самое классное — Яна утверждает, что конкретной этой картины не было в колоде карт.
Детали: этические, юридические, эмоциональные
А есть ли право? А кому не плевать? А что скажет эксперт? А зачем это мусолить?

Ведь изображение изменено, какая разница уже. А вот какое дело: это проявление неуважения к чужому труду. Мало кто знает, но художники трудятся, создавая свои работы. Да, даже в эпоху нейросетей. Да, даже создатели диджитал-арта. Потом приходят люди, дорисовывают усы работе и пишут под ней своё имя. В каком мире это нормально, как вы думаете?
Вопрос без подвоха. Это нормально в мире, где люди ведут большой бизнес и в целом добиваются своих целей, стараясь не нарушать закона. Что они там кого-то обижают — ну так обиженные всегда найдутся. Сильная бизнес-хватка подразумевает холодный расчёт и готовность пожертвовать неосязаемыми, эфемерными ценностями (любовь, доверие, уважение, близость и т.д.) ради осязаемых и понятных (положение в обществе, деньги, полезная деятельность в реальности). Нужно очень хорошо понимать, что ты делаешь, чем это грозит и как минимизировать риски. И не оборачиваться на каждый писк, верно?
Однако, пойти навстречу художнику — не такое уж сложное дело, на самом деле. И на самом деле, человек с бизнес-хваткой может обратить внимание на незримые ценности в том числе, потому что — мало кто знает — но незримые ценности напрямую связаны со зримыми. От того как вы строите взаимоотношения с миром и другими действующими лицами в нём напрямую зависит то, сколько выгоды вам принесёт ваша деятельность в этом мире. По крайней мере, в это хочется верить. Но это каждый бизнесмен решает для себя сам.
Однако, просто пропустить мимо ушей воровство своей работы в силу того что всего не убережёшь в эпоху интернета — можно. Можно использовать водные знаки, можно выкладывать свои работы только на Бусти. Можно просто игнорировать. Проблема в том, что художники — народ гораздо более чувствительный.
«Мои работы — это мои дети, и мне не все равно, что они будут украшать.» — вот что пишет сама Яна по этому поводу в своём блоге.
Многие творцы чаще всего открыты к сотрудничеству и охотно идут на диалог, но не терпят отсутствие этого диалога и воровство. Некоторым, напротив, в общем и целом не очень интересно, что там происходит с их изображениями в интернете — лишь бы покупали холсты. Но это каждый художник решает для себя сам.
Этическую окраску конфликта Яны Антоновой и Виктории Дудниковой мы оставляем на суд читателя. Скажем так, если бы что-то подобное случилось с художником из нашей галереи — мы бы заняли жёсткую позицию. Но здесь и сейчас у нас журналистский нейтралитет и 1) желание 2) возможность предать всё это максимальной огласке, потому что вопрос действительно стоит.
Мы обратились с этим вопросом к знающим людям. Лара Григорьева, практикующий юрист (IP) с большим опытом работы именно с художниками и авторским правом, любезно дала нам комментарий. Если коротко: конкретно в нашей ситуации есть грубое нарушение авторского права, хотя нарушительница и сделала попытку этого избежать. Для желающих углубиться в вопрос и спросить «а где это написано»:
«Произведения изобразительного искусства — это не только эстетические объекты, но и результат интеллектуального труда, защищенный законом. Нарушение авторских прав в этой сфере — актуальная и сложная проблема, особенно в условиях цифровизации.
В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства относятся к объектам авторского права.
Автор, как создатель произведения, приобретает личные неимущественные и исключительные имущественные права с момента создания произведения. К неимущественным относят право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения, эти права неотчуждаемые и охраняются бессрочно. Исключительные (имущественные) права позволяют автору распоряжаться произведением, включая его воспроизведение, переработку, публичный показ и доведение до всеобщего сведения (п. 1 ст. 1270 ГК РФ).
Высшие судебные органы также запрещают любое использование произведения без согласия автора, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 23.04.2019 г.). Незаконное размещение в интернете, копирование в качестве элемента дизайна, как в данном примере, квалифицируется как доведение произведения до всеобщего сведения, что нарушает п. 1 ст. 1270 ГК РФ. А кроме того нарушается неприкосновенность произведения.
Совершенно неважно был и у нарушителя умысел или нет, это не освобождает его от обязанности прекратить использование произведения и возместить убытки. Автор имеет право требовать прекращения использования ее произведения, возмещения убытков или выплаты компенсации. В соответствии со ст. 1301 ГК РФ, компенсация за нарушение исключительных прав может достигать 5 миллионов рублей. Размер определяется судом исходя из характера нарушения и обстоятельств дела.
Суды часто принимают решения о минимальных компенсациях, но для авторов важно фиксировать факт нарушения. Для этого полезно использовать методы фиксации авторства, такие как депонирование произведений или нотариальное заверение, но даже публикация в интернете является доказательством авторства.
Этот случай подчеркивает необходимость соблюдения авторских прав. Художники должны активно защищать свои права, фиксировать авторство и информировать о своих правах публику, чтобы прекратить этот негативный тренд. В свою очередь пользователи произведений обязаны помнить: любое использование произведений изобразительного искусства без согласия автора незаконно и может повлечь серьезные юридические последствия.
Без соответствующего соблюдения законодательства о правах на интеллектуальную собственность, развитие культурной сферы рискует столкнуться с серьезными препятствиями.» — так комментирует ситуацию Лара Григорьева.
Но проблема остаётся: людям, имеющим власть и реальные возможности для поддержки сферы искусства, абсолютно наплевать на художников и авторские права. Не всем, но многим. Каждого в суд не затащишь, но молчать о таком нельзя. Надо говорить, говорить громко и вслух: это нарушение. Так не делайте. Юристы подтверждают.
А как делать?
Покупайте картины и мерч, покупайте авторские права (если продают), предлагайте сотрудничество и коллаборации, оказывайте информационную поддержку, заказывайте работы для своего бизнеса, ходите на платные выставки. И главное: будьте открыты к диалогу.
