Почему для моды, как и для искусства важен контекст
Мы уже с вами поняли, почему нам разонравились пейзажи и в галереях выставляют непонятные абстрактные картины. Нет? Значит вы пропустили нашу статью от главреда «Почему нам разонравились пейзажи».
Знаете, мода тоже своего рода искусство. И для нее тоже очень важен контекст.
«Мода — это лакмусовая бумажка событий в мире». Эту фразу я впервые услышала на форуме BeinOpen 2021 в Москве от редактора одноименного медиа Максима Муратова. И рефлексируя над этой фразой я поняла, что это действительно так. В коллекциях, съемках мы видим мысли и чувства модельеров, фотографов, визажистов, моделей и стилистов по поводу окружающих нас проблем и их решений. Они как художники, только из мира моды. Но как это так работает? Давайте разбираться по порядку.
«Мода — это лакмусовая бумажка событий в мире». Эту фразу я впервые услышала на форуме BeinOpen 2021 в Москве от редактора одноименного медиа Максима Муратова. И рефлексируя над этой фразой я поняла, что это действительно так. В коллекциях, съемках мы видим мысли и чувства модельеров, фотографов, визажистов, моделей и стилистов по поводу окружающих нас проблем и их решений. Они как художники, только из мира моды. Но как это так работает? Давайте разбираться по порядку.
Свой/чужой
Изначально одежда защищала людей от холода или жары. И еще давала понять свой это пацан или нет. Сначала узнавали по количеству перьев на голове или цвету полосок на лице. А вот когда изобрели ткацкий станок и стали делать ткань своих и чужих отличали по дорого богатому виду. Высшие слои носили дорогие, яркие, красивые полотна, а низшие довольствовались тканью попроще. А также плетение ткани и цвета помогали понять, к какому народу относится человек и с какого он района. Это вам не Билл Гейтс с его футболкой за 5$ и джинсами за 10$.
Чокеры и революция во Франции
Неожиданно, но революция повлияла на моду. И не потому что денег не было и пришлось носить наряды поскромнее. Мода, как болтливая соседка-сплетница, рассказывала о политических взглядах человека. Те кто был за революцию, естественно ненавидели консерваторов и все то, что с ними связано. А это была аристократическая роскошь: напудренные парики, кружево, пышные платья, сложные прически и т.д. Поэтому наряды приверженцев свободы упростились, а парики они вовсе носить перестали. Самым модным был тот, кто ходил с растрепанными волосами. А что — удобно, встал с утра и пошел, даже расчесываться не нужно. А мужчины и очень смелые женщины выбривали себе часть волос на затылке. Так стригли тех, кто вскоре отправится на гильотину. Вот такая революционная мода.
Аристократки же, которые жалели короля и уходящую эпоху в знак солидарности носили красную ленту на шее — след от гильотины. У них же были вечера, на которых танцевали танец, похожий больше на конвульсии перед смертью. Тектоник, ты ли это?
О чем мода сегодня?
О жизни. О психологии. Об экологии. О неравенстве. О красоте. Список можно продолжать долго. Сейчас практически каждое событие отражается в коллекциях дизайнеров на подиуме.
Разберем 3 глобальных тренда, которых не было, если бы мировоззрение людей не изменилось:
1.От глобализации к локализации
В 1956 году началась глобализация. Знаете почему? Потому что водитель грузовика, который задолбался ждать, пока из его грузовика все выгрузят и погрузят на корабль, изобрел контейнер. Зовут его Мальком Маклин. Теперь переброска товара занимало несколько секунд, а это значит доставка товаров стала дешевле и быстрее (отчасти поэтому шмотки с Алика сейчас стоят копейки). Всё было отлично, но в 2020-м глобализацию оборвала пандемия. Местные дизайнеры быстро сориентировались и принялись строчить одежду дома, толкая её потом довольно узкому кругу знакомых. Следующее: события 2022 года, которые отрезали именно Россию от многих брендов и специалистов. Это ясно дало понять, что пора покопаться в закромах своей страны — ведь наши дизайнеры и швеи ничуть не хуже, но им было не пробиться сквозь тяжёлую артиллерию зарубежного массмаркета разных цеховых категорий.
Сегодня локализация — один из самых важных трендов в моде, особенно в российской.
Сегодня локализация — один из самых важных трендов в моде, особенно в российской.
Но локализация — это не только про «я вот тут вот сижу, шью и своим же друганам продаю». Это про культурные коды: народный костюм, валенки, шапка-ушанка, самовары, хохлома, панельки и т.д. Благо этих кодов у нас как ям на дорогах ;)
Вот некоторые бренды, которые успешно заигрывают с нашей культурой и благодаря этому двигают ее вперед, давая нам пищу для размышления:
Вот некоторые бренды, которые успешно заигрывают с нашей культурой и благодаря этому двигают ее вперед, давая нам пищу для размышления:
2.Индивидуальность
Раньше как было? Четко написано в Cosmopolitan: «Носим только черные джинсы и все». Все остальное не модно. Через месяц «А теперь носим мини-юбки». Раньше мода была более закрепощенной и жёсткой. Был узкий круг экспертов, который диктовал что да как. Все повиновались, а кто не повиновался — либо входил в круг экспертов, либо (что более вероятно) ловил осуждающие взгляды на улице и был не вхож в светские тусовки. Но с тенденцией на любовь к себе, индивидуальность, боди-позитив и ментальное здоровье мода изменилась. Теперь главный тренд — индивидуальность. Модно выглядеть так, как тебе самому кайф. Да, модные карго никто не отменял, но если они не вписываются в твой гардероб, то это не значит, что ты не модный. Это значит у тебя есть свой стиль, в который ты включаешь совершенно другие тренды, которые подходят именно тебе. Благо трендов великое множество.
Мне на ум сразу приходит стилистка Salavat Kypere. Она очень любит Balenciaga. И эстетику субкультуры готов. И вот в ее стиле это как-то очень классно замиксовалось. Она не собирает в себе все тренды подряд. Она создала свой собственный стиль и выглядит великолепно. Она модная? Конечно. У нее свой неповторимый стиль? Естественно.
Или вот Рената Литвинова. Образ с таким налетом ретро. Но по ней не скажешь, что ее достали из бабушкиного шифоньера вместе с платьем. Нет, силуэт модный и актуальный. Индивидуально? Абсолютно. Современно? Да.
3.Устойчивость
Благодаря безответственному отношению людей к экологии последние лет 5 в России (а в мире около 10-ти) люди активно развивают тенденцию на осознанное потребление. Устойчивость — это сокращение вреда для природы модной сферой. Важно не только сделать производство более экологичными, но и донести эту мысль до дизайнеров и до потребителя.
Поэтому появился такой тренд как ресайкл и апсайкл. Рома Уваров делает свои коллекции из винтажных, советских тканей. Даже аксессуары он собирает по барахолкам и уже у себя в мастерской делает из этого новые, странные, наполненные ностальгией вещи. Кстати в коллекциях у Ромы большое место занимает локализация. Он вдохновляется советскими застольями, свадьбами, школьной парой советских детей и многими другими моментами прошлого.
Момент устойчивости произошёл также только на подиуме, но и на ковровой дорожке. На Met Gala в честь Карла Лагерфельда почти все гости были в старых платьях брендов. Раньше это было зашкваром — прийти в платье из прошлой коллекции. А теперь это винтаж. И если Ким Кардашьян берет старое платье в котором выступала когда-то Монро, то простые смертные ходят в секонды. И черт возьми, многие находят там офигенные вещи.
И хочу еще один конкретный тренд показать, который меня очень впечатлил. Он будет связан с эмоциями. Каждый человек их проживает по-разному. Кто-то вообще закрывается от них, а кто-то не может вынести этого бесконечного потока. Кто-то проживает эмоции при помощи крика, а кто-то плачет. Изначально тренд зародился в ТикТоке, но бренд USHATAVA перенесли его на подиум. На их показе модели вышли с наклеенными слезами. Бренд объяснил это тем, что они находятся на пороге перемен, поэтому слезы накатываются на глаза от грусти и ожидания чего-то нового. Для меня этот тренд про то, что плакать не стыдно. Мы все люди и нам иногда бывает тяжело. И мы плачем. Если для того, чтобы люди поняли, что психическое здоровье такая же важная часть как и наше физическое, дизайнерам надо наклеить фальшивые слезы на лица моделей, то пусть будет так.
Иногда нам сложно понять моду, как и современное искусство. Мы часто думаем: «А куда это носить, а кто этот макияж будет для себя делать?» Но мы забываем, что иногда дизайнеры, как и художники, хотят нам рассказать свою историю. О боли, любви, красоте, разочаровании, стремлении и так далее. Посмотрите и восхититесь той картиной, которую вам нарисовали из ткани, туфель, лака для волос, страз, света, моделей и декораций. Не делите моду на модные туфельки и классную футболочку.
Мода — это давно уже нечто более разумное и живое, с душой и чувствами.