Читать
2024-02-29 18:31 Ликбез Истории Мнения

Взгляд в бездну. Безумие и искусство

Существует старое как мир мнение — все творцы безумны. Кажется, что подтверждение этой теории мы видим везде. В кино и литературе мы из раза в раз видим образ измученного душевными ранами гения, который по ночам в своей мастерской создает шедевры. Как много в этом правды? Влияет ли психическое здоровье на творчество? И что вообще такое безумие? Попробуем разобраться.
Ответьте себе на вопрос — кто для вас безумец? Я считаю, это довольно правильное построение вопроса — ведь понятие «безумие» менялось множество раз на протяжении всей истории. Это и «божественный дар», и «проклятие». Наше сознание настолько загадочно само по себе, что лишь в конце 19 века, с зарождением психологии, безумием перестало считаться поведение, выходящее за пределы социальных норм. Безумие начали изучать.
Но давайте откатимся ещё немного в прошлое.
Начиная с Античности люди делили безумие на плохое и хорошее. Древние греки предавались безумию во время празднеств в честь бога Диониса и делили безумие на четыре вида:
  • поэтическое вдохновение
  • эротический экстаз
  • магическое откровение
  • мистическое откровение
В средние века, если вам «посчастливилось» родиться с психическим заболеванием, у вас было два пути — стать проповедником слова божьего или прослыть одержимым дьяволом. Лучшее что может сделать художник того времени —восхвалять совершенство бога в своем искусстве.
В эпоху Просвещения люди, постепенно, приходили к критическому анализу безумия. Рассмотрим самые значимые идеи, чтобы понять умонастроение эпохи.
  • Рене Декарт сказал: «Мыслящий субъект не может быть безумным». Тем самым он четко разделял рациональное и иррациональное, разум и безумие. То есть безумие, по мнению Декарта, это не про мыслящего человека.
  • Иммануил Кант разделял безумие как дихотомию (деление на две части/Инь-Янь) разумного и безрассудного. То есть безумие — это то, что есть в каждом, просто в разных процентных соотношениях
  • Артур Шопенгауэр утверждал, что безумие невозможно без разума. Объяснил эту теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума. Значит безумие — участь мыслящего человека.
Тогда же появилась и романтизация грусти. Меланхолия перестала быть чем-то постыдным. Теперь это — терзания мыслящего человека.
«Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес.» — Франсиско Гойя
Так появилась связь между ментальными проблемами и творчеством. Люди верили, что депрессивные состояния — это источник вдохновения. В эту эпоху начинаются активные размышления над тем, что такое «норма». Находится универсальный для того ( и нашего) времени ответ: способный работать — нормален, а не способный — безумен.
К началу 20-го века зародилось понятие «психиатрия». Хоть психиатры того времени и подготовили прочную базу для изучения психических расстройств, методы лечения оставляли желать лучшего. Лоботомия, электротерапия, репаративная терапия (изменение ориентации), а также банальные — изоляция и избиение. Часто это лишь усугубляло болезнь. В это же время, в тоталитарных режимах, психиатрию стали использовать в политических целях, что породило массу этических конфликтов.
В 21 веке принято считать, что психические расстройства — это нарушения баланса нейромедиаторов (проводники импульса между нейронами) в мозге. Современная медицина отказалась от таких понятий как «безумие» и «сумасшествие». Осталось еще масса вопросов касаемо психического здоровья. Четкого определения «норма-патология» нет даже в психиатрии. А может «норма» вовсе не существует?
МНЕ ЖАЛКО ЧТО Я НЕ ЗВЕРЬ
Очень часто, говоря о безумных художниках, приводят в пример Луиса Уильяма Уэйна. Луис Уэйн (1860-1939) — известный английский художник, иллюстратор сотен книг для детей и открыток. Самый большой любитель кошек викторианской Англии. Луиса поместили в психиатрическую больницу его сёстры, так как он строил безумные теории и уверял, что кошки — проводники электричества. Каким заболеванием страдал Луис Уэйн — до сих пор неизвестно. Многие годы было популярно мнение, что он страдал шизофренией из-за серии состоящей из 6 картин, которую поместили в учебник по психиатрии как иллюстрацию о развитии психических болезней.
Однако, Уэйн не датировал свои работы, потому, доподлинно, неизвестно в каком хронологическом порядке были нарисованы картины. Возможно фрактальные коты были лишь экспериментами художника? В настоящее время исследователи считают, что у него было расстройство аутистического спектра.
ПЕЧАЛЬ БУДЕТ ДЛИТЬСЯ ВЕЧНО
Всё же самый яркий пример «безумного художника» — Винсент ван Гог (1853-1890). Современные исследователи считают, что у него было биполярное расстройство. Ван Гог вообще настолько прочно ассоциируется с биполярным расстройством, что на странице Википедии о данном диагнозе мы увидим его картину «Звездная ночь». Он несколько раз ложился в психиатрическую лечебницу. Конечно же, не по биполярке, а по «поражению головного мозга».
Ван Гог был новатором. Чтобы цвета «звучали» мощнее он наносил на один цвет контрастный оттенок, и они усиливали друг друга. Такие яркие краски в сочетании с крупными мазками и призрачным ощущением тоски выделили его среди других художников. Этот стиль назовётся позже постимпрессионизмом. В то время как задача импрессионистов — запечатлеть сиюминутное впечатление от пейзажа, постимпрессионисты хотели передать длительное состояние жизни.
Многие находят связь между экспрессивными работами ван Гога и его депрессивно-маниакальным состоянием. Ведь для мании характерны симптомы вроде ускоренного мыслительного процесса, повышенного восприятия цвета и звука.
Однако связь исчезает, как только объектами исследований становятся менее известные личности. В журнале «The British Journal of Psychiatry» провели исследования 300 000 человек, страдающих шизофренией, биполярным расстройством и депрессией. Взаимосвязи между творческими способностями и психическими заболеваниями не обнаружилось.
ЧТО КУРИЛ АВТОР?
Еще один прочно закрепленный стереотип о художниках, неразрывно связанный с темой безумия: «все творцы, так или иначе, наркоманы». Сколько раз за свою жизнь вы слышали, что «Мастера и Маргариту» Михаил Булгаков написал под кайфом? Почему вообще принято считать, что мозгу для открытий нужен толчок извне?
Жолт Деметрович — эксперт в области психологии — провёл исследование в Венгерском университете Eötvös Loránd University. Цель исследования — влияние наркотиков на творчество. В результате они нашли искомую связь. Вот только опрос этот был настолько методологически неверным, что никому не удалось предоставить существенных доказательств в подтверждении теории. Что значит «методологически неверным»? А то, что приблизительно 20 человек из одного социального круга самостоятельно оценивали свои способности.
Позже Деметрович примет участие в новом исследовании с выборкой из 72 творческих человек (чуть больше, чем в прошлый раз). Они расскажут, что алкоголь и каннабис помогли им сбалансировать напряженное эмоциональное состояние творческого процесса. Однако всё также в этом исследовании не было найдено никаких причинно-следственных связей.
Последнее исследование на эту тему(2023) провели американские ученые Хаазе Дж., Ханель П.П. и Гронау Н. в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts». Они доказали, что наркотики — это наименее эффективный способ стимулировать воображение.
БЕЗУМЕН ТОТ, КТО В МЕНЬШИНСТВЕ
Что по итогу? Люди веками говорят о безумии, так и не нащупав истину. Мы делим людей на нормальных и ненормальных, даже не зная что вообще означает понятие «норма». Много веков обвинениями в «безумии» пользовались для дискриминации. Всегда есть кто-то «другой», всегда есть тот, кто в меньшинстве.
Нам кажется что шедевр всегда создан творцом либо через муки и страдания, либо благодаря некоему космическому экстазу. Нам не приходит в голову что гений — такой же человек как и мы, с такими же клетками и нейронами.
Ученые и доктора наук активно пытаются найти «ген гениальности», связывая это то с шизофренией, то с каннабисом. Ведь так намного интереснее. Напуская ореол загадочности на творческих людей, мы создаём миф о творце-безумце, которому неведомы понятия «норма» и «мораль». Но так никто и не ответил на вопрос — что такое безумие?
И вопрос от редактора: что на самом деле отличает творческого человека от обычного?