Пришли. Ксюша приветлива, согласилась дать нам личную экскурсию (мы пришли раньше начала, ещё никого толком не было). Но перед этим она предложила нам пройти и самостоятельно рассмотреть картины. Её мысль такая: если человеку не дать задание самому что-то разглядеть, он просто проскользит взглядом по экспозиции, зацепится возможно за какие-то цветные пятна и всё. А если вообще не приглашать зрителя что-то там посмотреть, а сразу рассказать концепцию и т.д. — он так и не увидит ничего своего. И, чёрт возьми, это чистая правда! Мы в БескультурьЯ придерживаемся того же мнения и продвигаем такую же схему на собственных выставках.
Итак, картины. У нас было достаточно времени и располагающая обстановка — мало людей, много пространства, неяркая музыка. Работы художницы завораживают и заставляют рассматривать их снова и снова. Невообразимая смесь акварели (иногда и не её) и чёрной гелевой ручки. Смотришь на картину минуту — увидел три лица, смотришь три минуты — их уже двадцать. В каждом из них ты можешь найти и собаку, и ворону, и чужого из одноименного фильма, и даже себя.
Мы познакомились с Ксюшей поближе, и она провела нам целую экскурсию. Да-да, именно экскурсию, ибо работ было настолько много и каждая была столь многогранна, что нельзя было обойтись без гида в этом сказочном мире. Разумеется, всё только после самостоятельного погружения.
Пока гуляли по миру Ксении, немного общались. Художница рассказывала о себе и своих работах.
Изначально она начинала рисовать со скетчей, но вскоре убедилась, что это не ее:
«Я начинала с копирования, и в какой-то момент поняла, что копировать может каждый, и меня это не устраивает».
Многие творческие люди комплексуют, что в начале своего творческого пути не могут придумать что-то свое, взять идею из головы и просто вылить её в массы — такой была и Ксюша, пока в её жизнь не ворвалась акварель.
«Мне акварель всегда нравилось обводить чёрной ручкой. Особенно непонятные пятна, которые потом приобретали очертания».
В каждом пятне на картине Ксения видела образы, и спустя какое-то время она научилась различать в них лица. Разные люди видят абсолютно разные вещи и это добавляет ещё больше интереса. Fantasy-art — вот как называет свой стиль Ксюша Че. Работы, где каждый может увидеть свою историю. Этот стиль часто сравнивали с нейрографикой, хотя это совсем другое. Изначально автор делала эти образы неосознанно, а после стала намеренно вырисовывать каких-то зверушек и чудесатых людей, чтобы добавить диковинки.
«Если смотреть издалека, то вы увидите на одной из моих работ просто очки на непонятном странном фоне, но если подойти поближе, то вы погрузитесь в целый мир».
Слоник — одна из первых и самых значимых работ художницы. Без трогательной истории не обошлось, конечно же.
«Вот он, мой слон. Нарисован был с натуры. Это моя игрушка, которую я сшила в школе и мне за него поставили двойку. Заставили потом перешить».
Не первый и не последний раз смотрим, как творец переосмысливает и перепроживает что-то, что сильно задело его когда-то очень давно. Это и способ отпустить чувства, и вырасти над собой, и утереть в конце-концов нос кому-нибудь. Уважаемо и жутко классно, на наш скромный взгляд ;)
На выставке было много людей — как друзей художницы, так и просто залётных ценителей красивого. Для небольшого пространства, в котором все расположились, было достаточно масштабно. Порадовало ощущение «полного зала» и большого внимания к художнику. Бальзам на нашу с вами душу.
Ксении желаем творческого успеха и классных вернисажей. Благодарим за приглашение.