Может ли стилист работать в театре, а модельер-художник разбирать гардеробы? Если каждому пройти курсы повышения квалификации, то конечно. Потому что эти две профессии довольно схожи между собой. Театр и мода тесно переплелись между собой еще в начале прошлого столетия. Коко Шанель отрисовывала костюмы для балетов Дягилева, а Джанни Версаче сотрудничал с театрами. Сегодня разберемся, как мода просочилась в театр; что объединяет работников модной индустрии и театралов, и что различает.
- Методы работы — использование художественных средств
Во-первых, и стилисты и модельеры-художники используют одинаковые инструменты для работы. Вообще всё изобразительное искусство (а костюм — это визуальный образ, поэтому причисляем его к изобразительному искусству) держится на художественных средствах выразительности — композиция, цвет, форма, линии, ритм, метр и т.д. Я кратко поясню за те средства, которые используют и стилисты и модельеры-художники; приведу примеры из изобразительного искусства, театра и стилизации.
Основы композиции. Хорошая композиция — это как хорошо закрученный сюжет: мы катаемся на эмоциональных горках, переживаем и не знаем что нас ждет за следующим поворотом. Также и с картинами. Мы получаем эмоци; нашему мозгу очень интересно путешествовать по цветовым пятнам, фигурам, линиям и теням. Чем круче сделана композиция, тем интереснее нам её рассматривать.
Есть несколько правил хороших композиций. Всегда должен быть центр. Не важно что это — яркое пятно или маленькая точка, или вообще пустота, но центр должен быть. И не важно, где — в центре, сбоку или вообще за пределами листа (если мы говорим о картине). Главное: зрителю подсознательно должно быть понятно, где центр [внимания]. Об этом нам скажут направляющие — линии, стрелки, фигуры, контрастные сочетания.
Например как на этой абстрактной композиции. Сразу видно, что центр — это большой красный круг. Он больше всех, он яркого цвета и к нему стремятся все остальные фигуры.
Давайте теперь найдем центр композиции в образе. Слева на фото центр — большой кислотный пиджак. Как мы понимаем, что это он? Если смотреть в процентом соотношении состав лука, то пиджак — это 60%. Еще он сразу бросается в глаза из-за своего цвета.
В образе справа взгляд моментально притягивают черные ботинки. Потому что они контрастируют с остальными вещами; 80% образа — красный цвет и никаких лишних линий. Чёрный очень сильно привлекает к себе внимание.
Однако один костюм необязательно должен быть цельной композицией. Иногда композиция может состоять из нескольких образов сразу. Как в спектакле театра 633 «Томатный сок» по рассказу А. Цыпкина. Парни на сцене — разные грани одного и того же персонажа. У каждого свой наряд, но есть объединяющая их деталь — черный элемент одежды. Таким образом получается композиция сразу из нескольких костюмов, а объединены они черным цветом.
Цветоведение. Каждый цвет несет в себе определенный смысл. Вы замечали, что упаковки продуктов чаще всего желтого, оранжевого, красного и зеленого цветов? Все потому, что эти цвета у нас ассоциируются с чем-то вкусным и сладким. А вот голубые и фиолетовые оттенки наоборот аппетит отбивают (привет шлющей подальше это правило банке сгущёнки). Очень подробно и развернуто о восприятии цветов рассказывает Юлия Грибер, директор компании ColorLab. Это единственная в России научно-исследовательская лаборатория, изучающая коллективные реакции на цвет. Можете почитать, там очень много интересной информации.
Еще в начале 20 века художники стали говорить о том, что дарить эмоции можно не только сюжетами и пейзажами, но и просто цветовыми сочетаниями. А в начале 21 века ваша покорная слуга Корнелия Тис попробовала, и у неё получилось.
Это мои цветные абстрактных композиций. Зачем я их делала? Чтобы научиться гармонично подбирать цвета и подбирать их согласно заданной теме. Композиция слева «Пляж». Большинство цветов на ней — тёплые, желтые, песочные и солнечные оттенки. Чуть меньше голубых и синих — цвета неба и моря.
Вторая композиция называется «Зима». Все цвета холодные. Даже желтый. Я специально выбрала не только голубые оттенки, но и красные, желтые, фиолетовые. Концепция этой композиции — кристаллы льда. Когда через них преломляется свет мы можем увидеть все цвета радуги. И заметьте преимущественно использованы прямые, четкие линии. Это отсылка к структуре.
Как цвета на холсте пробуждают в зрителях разные эмоции, так и цвет одежды влияет на всоприятие окружающих. Например девушка в черном производит впечатление закрытой личности с высоким ЧСВ. Может в реальности это не так, но её лук говорит нам «чё зыришь». А вот девушка в ярком располагает к себе. Кажется, что она очень веселая, жизнерадостная и расположенная к общению.
В спектакле «Свидание с сыном» вышеупомянутого театра 633 цвет костюмов играет огромную роль в повествовании. Сюжет постановки такой: отец потерял на войне сына и поехал в село, где сын жил и работал. Поехал главный герой туда, чтобы прожить смерть своего ребенка. Отец занимается в деревне двумя вещами — рефлексией и любованием природой. Суть спектакля — его сын навсегда с ним, он заключен в природе. Поэтому и палитра костюмов — пастельная, вдохновленная оттенками степи. Так как декорации отсутствуют, то ответственность за погружение в мир главного героя берет на себя одежда.
Линия. Да, даже линией можно передать эмоцию зрителю. Я бы сказала, особенно линией. Давайте посмотрим на примеры ниже.
Что чувствуете? Какие ассоциации у вас возникают, когда смотрите на эти картинки? У меня первая ассоциируется с динамичным, резким движением. Вторая — эталон гармонии. Для меня это визуализация ситуации, когда я судорожно ищу решение проблемы и вот наконец нахожу его. И на душе сразу наступает спокойствие. Третья вызывает в моём воображении картинки танца с лентой, балета, плавных движений руками.
У вас наверняка появятся свои ассоциации с этими линиями, но я уверена они будут близки к моим. Потому что у большинства людей ассоциации совпадают. Художники, скульпторы, маркетологи и многие другие этим успешно пользуются.
Стилисты используют линии, чтобы подчеркнуть естественную красоту человека. Например у актера Киллиана Мерфи выразительные острые скулы. Поэтому ему идут вещи с прямыми линиями — они подчеркивают его естественную красоту. На кадре слева чётко видны острые черты лица, губы тоже кажутся точеными. Все потому, что актер одет в пиджак с острыми лацканами. А вот на кадре справа скулы совсем ушли, а губы стали пухлыми. Трикотажные вещи с плавными линиями не сочетаются с внешностью Киллиана. Они делают его лицо совсем другим, более округлым. На мой взгляд так актер выглядит менее выразительно.
А вот пример поближе к нам с вами. В спектакле закрывшегося Театра 18+ «Исповедь мазохиста» главный герой — мазохист (неожиданно), который причиняет себе боль ужасной жизнью. Он устраивается на самые неприятные работы, не отдыхает, приходит к недобросовестным работодателям. Для меня это спектакль про маленького человека, который считает, что его жизнь должна состоять из сплошной боли. Он даже убедил себя, что это круто, что это его такой путь особенный.
Посмотрите на его костюм (человек в сером справа, если сразу не угадали). У меня с ним только одна ассоциация — уныние. Понятно, что это собирательный образ работника низшего класса. Но настолько этот образ сделан печальным и уставшим. Есть ощущение, что актер еще и специально сутулится, чтобы придать образу более несчастный вид. Посмотрите на линию плеч — она напоминает дугу, кажется что человек просто растечется сейчас на полу. Костюм в этом спектакле помогает зрителю понять всю вот эту суть. И это понимание — что важно — проходит мимо сознания и сразу становится чётким впечатлением.
2. Общая цель — создание образов и эстетического впечатления
Второе сходство модельера-художника и стилиста в том, что они преследуют одну цель — образ. Образ пробуждает в людях эмоции. Эти эмоции интерпретируются и получается мнение о герое/незнакомце.
Стилисты одевают одного «актера» — своего клиента. Задачи могут быть разные: выстроить образ с нуля; раскрыть клиента и отразить в костюме его внутренний мир; создать имидж для работы и т.д.
Ваша покорная слуга — стилист. Рассказываю, как это работает: мы перед началом подбора образа проводим анкетирование. Узнаём какой ритм жизни у человека, чем он занимается больше всего. Это нужно, чтобы понимать, какие вещи лучше всего впишутся в его жизнь. Ещё важно знать, какой человек — закрытый или активный, спокойный или энергичный. Следующий вопрос — какое впечатление он хочет производить. Если это психолог, его одежда должна располагать к себе людей, а не отталкивать. Если актёр, то скорее должна как-то привлекать к себе внимания. Поэтому стилисты не просто красиво подбирают одежду, они создают целые образы, каждый из которых будет служить какой-то конечной цели и сообщать какое-то послание миру.
Ваша покорная слуга — стилист. Рассказываю, как это работает: мы перед началом подбора образа проводим анкетирование. Узнаём какой ритм жизни у человека, чем он занимается больше всего. Это нужно, чтобы понимать, какие вещи лучше всего впишутся в его жизнь. Ещё важно знать, какой человек — закрытый или активный, спокойный или энергичный. Следующий вопрос — какое впечатление он хочет производить. Если это психолог, его одежда должна располагать к себе людей, а не отталкивать. Если актёр, то скорее должна как-то привлекать к себе внимания. Поэтому стилисты не просто красиво подбирают одежду, они создают целые образы, каждый из которых будет служить какой-то конечной цели и сообщать какое-то послание миру.
Модельер-художник создает уже заданный режиссером образ персонажа. Например в моноспектакле «Мечта» театра Елены Грасмик (ТЕГ) на героине большие карго, огромный лонгслив и сверху майка с рисунком. Почему на ней такие большие вещи, будто с чужого плеча? Потому что Наташа из детского дома. Следовательно что ей дали, то она и носит. Большое или маленькое, красивое или некрасивое. Стереотипно «пацанячие» вещи говорят нам о боевом характере героини — Наташа привыкла решать вопросы кулаками. Принт на майке Наташа нарисовала сама. Это принт о её мечте, об искренней вере в то, что мечта может стать явью. Понимаете? Всего-то три тряпки, а сколько они рассказывают о персонаже.
Интересный факт! Елена Грасмик, исполнительница роли Наташи и управляющая театром рассказала, как она при помощи одежды, которую даже не видит зритель, помогает себе вжиться в роль:
«Я очень кропотливо собираю образ и уделяю много внимания деталям. Я всегда играю в одни и тех же носках. Они синие, для зрителя не всегда видны, но для меня это важно. На них написано «Ты дерзка, ты дерзка, ты дерзка». Для моей Наташи это важная часть образа. Я даже нижнее белью подбираю специально для Наташи. У меня был старый задрипанный топ Adidas. Его мне привезли из Германии, когда мне было лет 12. Он уже никакой, но для меня было принципиально надевать его на спектакль. При выборе костюма я отталкиваюсь от героини и Наташа носила бы с радостью такой топ.»
3. Источник вдохновения
И модельеры-художники и стилисты вдохновляются одним и тем же. Это могут быть стили, субкультуры, исторические костюмы, тренды.
Для понимания процесса вдохновения покажу свою съемку, которую я продюсировала и стилизовала. В апреле этого года мне захотелось сделать что-то нежное, необычайно красивое и цветное. Я шла домой и наткнулась на цветущий абрикос. И мне пришла идея снять что-то японское.
Я выбрала костюм — кимоно и свободные брюки. Ящики под ногами модели — оммаж на японскую обувь гэта. Прическа модели — ветви деревьев, мейк — краски закатного солнца. И так далее. Так вообще можно вдохновляться на что угодно — цепляетесь за идею, находите примеры и лепите из них что-то свое.
Неожиданно, но модельер-художник может вдохновляться актуальными трендами. В спектакле театра 633 «Война и мир. Монологи» на актерах вещи бежевых оттенков. Как сказала мне Дарья — актриса, тренер и помощник режиссера — такой выбор костюмов связан с концепцией спектакля и с эстетическим видом. Приглядитесь, нет и намека на исторический костюм. Только современные вещи в приятной, цветовой, актуальной гамме.
Есть еще неочевидный источник вдохновения. Рабочая униформа. Вы наверняка видели на подиуме коллекции с элементами рабочей одежды из разных сфер деятельности.
В спектакле «Эйлин. Тревожное расстройство» театра «Линии» героини одеты в рабочие костюмы. По сюжеты девушки жительницы посёлка Богудония. Костюмы подчеркивают их статус — рабочие.
Режиссёр спектакля Дмитрий Цупко также сказал, что приём с одинаковой одеждой используется в театре, чтобы показать собирательный образ и сходство героев. Конфликт в спектакле строится на отрицании сходства героинь — дочери и матери. Но уже в самом начале их одежда подсказывает нам, что на самом деле они очень похожи.
А различия-то в чём...
Мы с вами разобрали три фактора, которые объединяют стилистов и модельеров-художников. Они работают одними и теми же инструментами — художественными средствами выразительности. Они создают определённые образы для разных целей (на сцене или в реальной жизни). И источники вдохновения у театралов и модников одинаковые. Но все же есть и разница между этими профессиями.
Стилисты больше опираются на функциональную составляющую костюма. Им важно, чтобы человеку было удобно использовать вещи в жизни. Нельзя вписать в базовый гардероб мамочки в декрете пять пар туфель на высоких шпильках и только одни кроссовки. Это не рационально, потому что матери нужна удобная обувь. Также стилист обсуждает вещи только с одним человеком — своим клиентом. И они только вдвоём решают, какой образ или гардероб в итоге получится.
Модельер-художник конечно тоже выбирает удобные вещи для актера. Но всё же большее внимание уделяется эмоциям и впечатлениям, которые костюм должен создать в голове у зрителя. Ещё важная деталь: костюм — это часть большой системы. Спектакля. Модельер-художник должен органично вписать вещи в общую концепцию. Чтобы костюм подходил к свету, декорациям, музыке, актёрам. Отправной точкой идеи костюма является сценарий и режиссер. Иногда и актёры подключаются к работе модельера-художника. Иногда создание образов — полностью коллективное действие.
Но не стоит забывать, что театр (как и другие виды искусства) — это про нашу с вами жизнь. Про взаимодействие с другими людьми с помощью визуальных образов в том числе. Правила те же ;)