Читать
2023-10-13 09:31 Люди Истории

Джаника — творец, колдунья, личность

Мы побывали в настоящей обители «городской» ведьмы. Квартира больше напоминала фото-студию, нежели место, где может жить человек. Хозяйка этого храма бесовщины — наша художница Ника Джахаева. Так уж вышло, что БескультурьЯ неизбежно собирает вокруг себя целый бестиарий ;)
История
Ника, как и большинство талантливых людей начала рисовать с раннего детства:
«Как только я научилась ползать и нашла карандаш, так сразу все обои — до свидания!».
Художница отмечает, что это её призвание, душа; ее база. В принципе, талантливый человек талантлив во всем: хоть ты вазу нарисуй, хоть голую бабу — получатся они одинаково хорошо. Творческий склад ума и души сильно влияет на всё, к чему прикасается человек.
У многих талантливых людей есть проблема — не все умеют грамотно монетизировать свой труд. Некоторые люди уже в раннем детстве начинают играть в бизнесменов: продают в школах конфеты или свои рисунки (за что потом могут чуть не вылететь из школы — основано на реальных событиях из жизни художницы и автора этой статьи). Мы часто слышим от художников, что у них не получается продавать своё искусство, но у Ники с этим всё было в порядке с самого начала:
«Я поняла, что не буду же бухгалтером работать, раскладывать какие-то бумажки. Это не для нас. Мы выше этого. Не для этого я создана. Значит нужно зарабатывать на своем творчестве», — говорит Джаника. «Первая моя продажа была в 7 лет. Я помню даже сумму. За 15 рублей я нарисовала какую-то кривую фею и продала ее детям во дворе».
Ника закончила художественную школу, а потом училище имени Грекова. Было бы грустно потратить девять лет на обучение и раскладывать бумажки в каком-то офисе, верно? Хотелось бы работать с искусством и приносить что-то в мир. Тем более Ника не просто художник, а художник-педагог! Какое слово-то громкое «пе-да-гог» — как будто ты обязан передавать свои знания кому-то еще. Закончив училище, Вероника начала работать в школах, давать какие-то мастер-классы для взрослых и детей. Казалось бы, всё логично. Но это было далеко от того, к чему стремилась душа. Бухгалтерия и куча бумажек всё равно вставали поперек горла и душили творческую личность. Работа на кого-то с девяти до шести в офисе — не работа, а рабство (даже если с девяти до шести вы учите детишек рисовать)! По крайней мере, для нашей героини, живущей в режиме «ложиться спать в четыре утра, а просыпаться в двенадцать дня».
Вдохновение
Вероника делится с нами, что ее вдохновляют какие-то переживания и эмоциональные качели (а кого они, чёрт возьми, не вдохновляют). Люди, у которых всё ровно — не творят. Сотворение начинается с душевного кризиса. Боль или счастье, которые нужно выразить в мир. Это может всколыхнуть что-то в сердцах других людей, и они найдут отражение себя в работах мастера. Вот человек увидит картину, где девушка рыдает с бокалом вина и подумает: «Ахренеть, да это же я. Такая же ситуация». Или человек смотрит на пейзаж прибрежного городка и вспоминает свое курортное увлечение горячим южным красавцем. Мимолетные романы и путешествия так же могут послужить отличным источником для вдохновения, потому что эмоции в них чистые и яркие, но не обремененные ответственностью, бытовухой и т.д. Так что нужно не забывать заводить побольше любовников, чтобы еще продуктивнее творить. ;)
Как это работает? Джаника рассказывает, что самые плодотворные периоды жизни — это те, когда она не работала. Необходимость работать у художников отнимает время и желание жить. Кому после двенадцатичасовой смены в затхлом сером офисе с покрытыми паутиной коллегами, захочется творить что-то красивое?
«Раньше богатым художникам не нужно было заниматься бытовыми вещами, не нужно было думать о том, где взять деньги на хлеб. Но не стоить забывать и о тех случаях, когда авторы становятся известными только после своей смерти. Почему так происходило? Почему творцы бедствовали, и актуально ли это до сих пор? Нельзя надеяться на то, что кто-то заметит твои работы после смерти. Мы все хотим наслаждаться славой. восхвалением, деньгами. Так а зачем нам все это, если уже нас самих не будет на земле?»
Неумолимое время
Вместе с Никой мы задались вопросом: искусство ценится сейчас меньше или больше, чем например пятнадцать лет назад? Ведь в нашей истории искусство было инструментом пропаганды, запретной темой, интересом элиты и чёрт знает чем ещё, но не собой. Наша собеседница — яркий представитель поколения, выросшего на стыке эпох. При этом она сама и есть искусство. И вот что она говорит:
«Я родилась во время развала советского союза. Сейчас искусство воспринимается по другому через призму интернета, телевидения и т.п. Сейчас искусство — это мем».
Раньше искусство было более камерным. Оно не популяризировалось так яростно как сейчас. В наше время повсюду продают курсы «Как стать дизайнером, художником, поэтом и прекрасным человеком». Рынок перенасыщен творцами, и чтобы хоть как-то выделиться, нужно быть в тренде; на одной волне с поколением; учитывать то, что ему сейчас интересно. Поэтому искусство сегодня — это мем, который либо зайдет аудитории, либо нет.
«А тут уже думайте сами, будете ли вы следовать тренду или создавать свой тренд, где последнее очень сложно реализовать из-за перенасыщенности рынка».
Пятнадцать, двадцать и тридцать лет назад жители постсоветского пространства дорвались до «свободного» творчества; и пока весь мир бешено продвигал всевозможные идеи (феминизм, бодипозитив, свобода слова, американская мечта и т.д.), постсоветские люди только учились заново смотреть на различные вещи и понимать (читай: принимать) прекрасное. Современники Ники сотворили ту реальность, которую мы с вами сегодня проживаем. Это поколение творцов на себе прочувствовало все изменения общества, которые привели нас в точку «сегодня». И, как мы знаем, ничто так хорошо не иллюстрирует течение времени, как искусство.
Процесс перестройки до сих пор идет, и люди в нашей стране (особенно в регионах за пределами Санкт-Петербурга и Москвы) до сих пор переживают тяжелое привыкание к прекрасному. Это не мешает авторам творить, а только помогает сгенерировать что-то абсолютно самобытное, содержащее в себе уникальный опыт поколения.
Благодарим Нику Джахаеву, более известную как Джаника. Мы в БескультурьЯ рады приветствовать такую уникальную личность. Добро пожаловать.