Бывало у вас такое, что вы идете по улице и цепляетесь как мизинчиком за угол взглядом за хорошо одетого парня? Вот он, как с иголочки. В костюме, а может в пальто; с длинными волосами, а возможно с аккуратной стрижкой. Знаете почему так произошло? Потому что у человека гармоничный образ. Он весь с ног до головы собран в одно целое. Как пазл. Странно, если вы возьмете разные кусочки, склеите их между собой, повесите на стенку и такие: «Дааааа, красота... (нет)». Так и с людьми.
Почему нас цепляет стиль?
Инклюзивность
Конечно, мы обращаем внимание только на тех, кто необычен для общества; тех, кому общество становится фоном, из которого они выделяются. Это может быть странноватый фрик в кричащей атрибутике, а может быть опрятный мужчина в идеально подходящем ему классическом костюме с аккуратной бородкой. Это также могут быть и более привычные для нас вещи. Но главное — как они замиксованы между собой. Не просто оверсайз футболка и шорты, но ещё и яркие акценты. Не просто костюм, но ещё причёска-бородка-часы-печатка. Сейчас покажу на примере.
Это известный стилист, любительница принтов и ярких цветов Atlantic Pacific. Её сложно не заметить. Хотя лук слева имеет в основе такой скучный бежевый — принты, аксессуары и идеальные для этого лука туфельки делают свое дело.
Лук справа кричит своим желтым цветом: «Обратите на меня внимание». Но сколько людей способны выдержать такой яркий жёлтый и дополнить его акцентом правильного красного и принта в горошек? В итоге это притягивает, даже если вам не нравится жёлтый. Или горошек.
Эти образы попроще. На первый взгляд. Да, они состоят из простых элементов: кепка, костюм, пальто, водолазка/костюм, пальто, шарф. Но смотрите как это работает:
Смотрим слева. Мы привыкли видеть брючный костюм в сочетании с рубашкой. Но ее нет. Там водолазка. Это первый крючок. Второй более очевидный — кепка. Причем еще такая несуразная, будто на ней посидели, а человек её потом на голову нацепил. Вангую: у него белые кеды на ногах. В контексте современной моды лук простой, но с такой вот из ряда вон выходящей деталью. Итог — классно.
Смотрим справа. Стиль ретро. Костюм видно дорогой — ткань, покрой, подвороты, всё как надо. Да и пальто скорее всего шили на заказ. Прическа и борода — каждый месяц в барбершопе. Очки — бессмертные круглые, как у Леона в одноименном фильме. Это сочетание притягивает к себе взгляды. Винтажный костюм в вакууме выглядит не таким цепляющим, как он же в контексте с культовыми очками и идеальной бородкой. Про шарф я вообще молчу, сами догадываетесь :)
Бонус: паренёк с просторов пинтереста. Чем интересен? Тончайшая и вместе с тем очевидная отсылка. Я уверена, что этот образ вдохновлён героем сериала «Молодой папа». Костюмы там кстати потрясающие. Джуд Лоу тоже.
К образу. С крестом всё понятно. Обратим внимание на шляпу, почти копия шляпы Папы в сериале. И футболка с воротом-стойкой — как на рясе Папы. И в итоге справа у нас каноничный Папа. Слева фантазия о том, как может выглядеть Папа Римский-хипстер. Казалось бы — шорты, футболка и шляпа, что может быть интересного? А вот.
Визуальный квест
Нашему глазу интересно искать что-то, вести взгляд от одной точки к другой. Помните игру «Искатель сокровищ»? Я в детстве её просто обожала. Там были картинки наполненные разными предметами; их очень много, и ты сидишь битый час ищешь глазами то, что нужно. А по пути придумываешь истории: что это за место, кто оставил эти предметы, как они связаны между собой и т.д.
А теперь давайте обратимся к искусству. Нам интересно разглядывать большие, реалистичные полотна. Будь то пейзажи или бытовые сюжеты. Нам интересно всматриваться в дальний план. А что там происходит? А куда кошка побежала? А это что тут торчит?
Окей, но что с абстракцией? Зачем далеко ходить — есть Малевич со своими квадратами и кругами. Ну сомневаюсь, что вы бы стояли в Русском музее и всматривались в черную черноту квадрата. Малевич скорее больше интересен нам как идея, а не как великолепный график или живописец. Но об этом в другой раз. А вот Кандинский — прямое попадание. Он писал музыку при помощи цвета. В его полотнах много деталей, линий и точек. Его полотна интересно рассматривать, изучать — пусть они и не реалистичные. Пройтись взглядом, как по Пушкинской вечерком, по оттенкам и линиям. Проследить, куда они ведут. И ведут ли?
Какие знания нужны для составления образа?
Или почему образ — это творение искусства. Итак: история костюма, основы композиции, цветоведение, знания о ритме, масштабе, хорошая насмотренность, знание трендов и современной моды в целом. Ну пока пожалуй всё, на первое время хватит. Зачем нам всё это знать? Затем, что как художники составляют свои картины по особым правилам, так и стилисты одевают людей по тем же принципам. Какой подобрать цвет, фактуру, принт; какие линии будут использоваться; какой стиль выбрать; аксессуаров будет мало или очень много? Стилист отвечает на эти вопросы и вуаля — картина.
И естественно есть художники-стилисты, для которых надеть серьги — это сделать завершающий взмах кисточкой; а есть просто люди способные одеться хорошо.
Образ, о котором мы говорим в этой статье — это целостная композиция. Там все продумано до мельчайших подробностей. Опять же, это не просто про «красивенько». Это послание. Образ несет в себе информацию для зрителя (ведь вы помните, что искусство — это язык, способ коммуникации). Стилист помещает в вас информацию в виде линий, фактур, форм и цветовых пятен. Как программист пишет свой код при помощи слов и символов, а мы потом видим с вами сайт.
Образ формирует впечатление, которое решает дальнейшую судьбу нашего взаимодействие с его носителем.