Что обычно люди представляют после словосочетания народный костюм? Кокошник? Красные сапожки? Сарафан? Вы правы. И не правы. Русский народный костюм — сложное, многогранное понятие. Нельзя просто так взять и сказать «вот это эталон русского народного костюма».
Народный или национальный костюм — это одежда, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Менялся народ — менялся и костюм. Давайте разбираться.
Многоликий традиционный русский костюм
Начнем с привычного нам образа. Как я уже сказала кокошник, сарафан, сапожки — это верная ассоциация с русским народным костюмом. Но! В каждой губернии это сочетание имело отличительные черты. Костюм — это был такой способ отличить своих от чужих. Во времена Киевской Руси это было важно. Ведь единой страны не было и чужаков надо было видеть издалека. Костюм играл роль паспорта. Вместо серии, номера и места регистрации были цвет одежды, орнамент и крой. По костюму можно было определить такие важные признаки человека, как социальный статус, семейное положение, род деятельности, финансовое положение.
Из чего состоял костюм
Но один элемент объединял абсолютно все костюмы. Это, так сказать, база: рубаха. По сути — платье свободного кроя. Рубахи носили как мужчины, так и женщины. Разница была только в длине — мужские рубахи были короче, по середину бедра. Разумеется, были обычные, с минимальным украшением, и обрядовые — нарядные. Отличало их количество вышивки и количества «надеваний» — нарядную доставали из сундука пару раз в год.
Поверх рубахи девушки носили либо сарафан, либо пону. Смотря где жила девушка. Если на севере — сарафан был потеплее и согревал лучше. А на юге поверх базовой рубахи накидывали пону (понёву) — распашную юбку. Поверх всего надевали передник. Обычно он был богато украшен, даже для повседневной носки — важный такой аксессуар, понимаете.
Так-так. что у нас дальше? Кокошник. Самый популярный вид головных уборов. Но есть ещё: кика рогатая, кика копытообразная, сорока тульская, самшура, шишак, тверской «каблучок». В каждой губернии свой популярный головной убор!
Пояс — важная деталь в костюме. Они похожи на фенечки — плетеные и красочные, с разными узорами, бусинами и фантазийными кистями.
Обувь — плетеные лапти или кожаные сапожки. Лапти надевались на онучи — портянки. Кожаные сапожки были в основном для богатых, а тем кто победнее доставался эко-фрэндли вариант.
У мужчин кроме короткой рубахи были порты. Порты — узкие, длиной до середины икры штаны. Заправляли в онучи или сапоги.
Лучше один раз увидеть, чем один раз прочитать описание редактора. Фотографии взяты из коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея
Понимаете, о чём я говорю? Всё намного сложнее и интереснее, чем просто сарафан, кокошник и сапожки.
Русский народный костюм 2.0
20 века для России начался с кардинальных изменений: революция, смена власти, смена режима страны. Внутренние изменения привели ко внешним. Нужно буквально заново придумать, в чем будут ходить граждане и гражданки новой страны. Ведь аксиома «одежда — это паспорт» никуда не делась.
Советские модельеры вдохновились народными мотивами. Но «тренд» на многослойность мешал активно работать у станка. Не было особо денег и времени на то, чтобы создавать шикарные вышивки нитками и бисером и сочинять сложные украшения на ткани. Было решено взять форму и избавится от украшательства. Потому что мы не какие-то буржуа, мы скромные товарищи.
Надежда Ламанова, советская модельерка, разработала целый альбом «Искусство в быту». Похоже на инфографику фирменного стиля для компании, только для государства. А бонусом для юных товарищей — выкройки!
Хотя костюм театральный, он отражает реальную одежду того времени. Рубашка стала короче. Появились карманы, чтобы носить паспорт, отвертки и другие полезные мелочи. На рубашке появилась застежка.
А как вам такой комплект? Рубаха в сочетании с классическим костюмом и кирзовыми сапогами. Стиль. Стиль это все.
Орнаменты сильно упростили. Превратили в яркие полоски (и на том спасибо)
Создали новые принты. Вместо цветов — заводы, пароходы, рабочие-крестьяне, молот и серп.
Иллюстрации из книги «Ивановский агитационный текстиль. Рождение и жизнь, дизайн и производство, утраты и музеефикация».
Советские модельеры сильно упростили традиционный. Но сделали это грамотно. Одежда выглядит колоритно и отвечает повесточке, кроме того соблюдены все модные силуэты времени!
Герои русских улиц. Блатная мода
С распадом СССР рухнула культура. Выживание стало главным приоритетом людей. К 2010 году экономика стабилизировалась и дизайнеры вылезли из спячек и начали творить. Ярче всех творил Гоша Рубчинский.
Давайте глянем на героев в его коллекции. Гопники, послушные школьники и полицейские. Полицейского я узнаю по черной куртке с резинкой на поясе. Это часть их форм и сегодня. Кажется что это твои друзья и односельчане вышли на подиум в перерыве между уроками и футболом. Так и есть. Гоша показал героев унылых, серых многоэтажек — у каждого из нас был как минимум один такой сосед. Он жил в каменных джунглях. Как человек творческий он отрефлексировал что его окружало и выдал. Выдал реалии россиян в тяжелые 90-е и чуть более веселые 2000-е.
За границей такая эстетика многим зашла. Настолько что Comme des Garçons в 2012 году выкупил права на бренд и взял на себя все заботы по бизнес-составляющей: производству, маркетингу и продажам.
Гоша использует не только стиль 90-х в своих работах. Конструктивизм 1930-х годов тоже проглядывается в его коллекциях. Красная рубаха напоминает нам рубашку из альбома Ламановой. А шрифт, фон за моделями и название коллекции отсылает нас к искусству советско-российского художника Эрика Булатова. Вы наверняка видели его работы в стиле соц-арт, но если нет — увидьте же.
Такой замес из советской и постсоветской эстетики породил новый костюм. Он выглядит как обычный европейский, но с деталями русской культуры. И он по прежнему как паспорт для нас — мы по одёжке узнаём земляка всегда. Только наши ребята туфли носят с адидасом, понимаете?
Как иностранцы вдохновлялись русскими
Гоша Рубчинский — не единственная муза для запада. В 1920-е годы «Дягилевские сезоны» покорили европейские сердечки. Коко Шанель отзывалась о русских так:
«У русских я научилась по-настоящему работать. Я не была бездельницей и ничего не делала спустя рукава, но то, что творилось за кулисами Дягилевского балета, повергало в шок. Там я увидела, как можно погибать и воскресать с каждым движением, потому что именно от этого оно становится совершенным, как ради творчества можно и нужно забыть себя. Поняла, что так и только так появляется бессмертное»
Жан Поль Готье любил советскую эстетику — конструктивизм. О нём он говорил так:
«Был 1986 год, мы изучали книги о конструктивистах. До этого я только несколько плакатов видел, но мне так понравилась цветовая гамма, что я сказал – вот оно! Я просто бредил этим, я рисовал много букв кириллицей, старался придать им графику в стиле конструктивизма, вдохновлялся цветом, я сделал полную мужскую и женскую коллекции в этом стиле».
Самые вирусный бренд одежды в мире — Balenciaga. Его креативный директор — Демна Гвасалия — успел пожить в СССР и впитать в себя особую эстетику моды того времени. Он перерабатывает ее и выдает на подиум. И всему миру это нравится. В 2021 году бренд Balenciaga по мнению Fashion-платформы Lyst был самым популярным в мире.
Такая любовь иностранцев к русской культуре помогает развиваться нашей моде. Начинающие дизайнеры изучают архивные коллекции великих модельеров и смотрят, как те вплетали культурные кода в современные вещи. Благодаря им сейчас у нас есть множество локальных брендов с русским колоритом.
Как русские культурные кода преобразились в локальных марках
Костюм до сих пор развивается. И это прекрасно. Дизайнеры берут старые формы и преображают их.
Для ценителей древних ремесел и и новгородских узоров
Фабрика «Крестецкая строчка» создает скатерти и салфетки, полотенца и халаты, постельное белье и одежду. Коллекции одежды отшивает Александра Георгиева.
Александра вдохновилась древним ремеслом новгородской губернии. Мастерицы села Старое Рахино изобрели новый способ украшать льняные ткани — нити подрезались и выдёргивались в определённых местах и в особом порядке непосредственно в структуре. Процесс создания крестецкой строчки многоэтапный и требует высокого мастерства исполнительницы. Сегодня, как и более века назад, на фабрике используют старинную технику работу над вышивкой, тем самым продолжая традиции народного промысла. Коллекцию вы можете посмотреть на сайте бренда https://alexandrageorgieva.com/
Военная одежда в современном мире
Военная одежда влилась в моду очень органично, хотя и не сразу. Сначала шинели и кители, потом камуфляж, кирзачи и т.д.
Тот случай когда зумеры не стали придумывать новое слово, а взяли старое — ватник. У многих ватник ассоциируется с временем ГУЛАГа. На самом деле это часть военной формы. Впервые ватники появились во время русско-турецкой войны 1877-1878 годы — это было дешёво и тепло. В 1932 году советская армия снова обратилась к этому элементу одежды.
Чем хорош ватник? Дешевые материалы — вата и хлопковое полотно. Стежка помогает сохранить вату равномерно по изделию, поэтому в нем так тепло. Минусы — очень тяжелая и промокаемая крутка.
Поэтому ребята из бренда VATNIQUE взяли за основу военную куртку и доработали ее до удобной, функциональной и красивой вещи. На всех их куртках есть внутренние и внешние карманы. Многие модели сделаны водонепроницаемыми. А ещё они унисекс!
Так неприглядную, неудобную вещь сделали пригодной и комфортной для современной жизни. Что, переосмысление традиций?
Рома Уваров и его советские замашки
Колоритный бренд от майкопского дизайнера Ромы Уварова. Часть коллекции он находит на барахолках и в секондах. Это тоже наш культурный код. Для людей, рожденных в 90-е годы, было нормой донашивать вещи за кем-то. Рома вдохновляется советскими застольями, цыганскими свадьбами, летом на даче у бабушки, советским первым сентября и другими ностальгичными русскими сюжетами. Смотрим, узнаём:
Берега
Бренд украшений «Берега» создает древнерусские украшения из натуральных материалов.
Вот что они рассказывают:
«Ожерелок — это наша отсылка к традиционному шейному украшению, бытовавшим на территории бывшей Олонецкой губернии. Он сделан из хлопкового шнура, перламутровых бусин и шёлковых лент, прямо как в старые времена.
Лента — украшение на голову. Мы делаем её из отдельных деталей, чтобы способов носить её было как можно больше — надеть её как ободок, с поднизью и без, и даже как пёрлышко на шею».
Всю коллекцию украшений бренда вы можете посмотреть на сайте ребят https://beregaclothes.ru/shop
Вот настолько многогранен русский народный костюм. Он трансформировался, как клетка когда-то эволюционировала в сложных живых существ. Все ипостаси костюмов разные, потому что отражают каждый свою собственную эпоху. Разный строй, разное настроение людей, разные ценности, нормы морали и нравственности. И костюм продолжает развиваться на наших глазах. А мы можем только внимательно наблюдать и поддерживать тех, кто двигает русскую культуру вперед.
Ведь искусство — это про контекст, про жизнь и чувства? Про людей, в конце концов?