Читать
Работы Мнения Колонка Редактора

Почему нам разонравились пейзажи?

Давайте признаемся. В детстве нас хотя бы разочек водили куда-нибудь смотреть какие-нибудь картины с лунными ночами, утрами в сосновых лесах и другими красотами этого рода. А ещё показывали на уроках МХК или искусства или ещё чего. И говорили «вот, великий живописец Х». Вот его богатыри, вот они сюжеты русских сказок, вот подмосковный лес, вот бабушка с тазиком свежего белья, вот избушки убранство внутреннее. И мы так, ну более менее понимаем. Были же в гостях у бабушки в деревне, читали же сказки.
Вечер (картина) — Иван Иванович Шишкин
Иван Шишкин, «Вечер»
Но будучи взрослыми, мы не проводим часы на выставках Шишкина, Васнецова, Репина, Врубеля. Почему? Разве это не красиво? Разве это не искусство — ведь это тоже чьи-то эмоции?
Грант Вуд, «Смерть на Ридж Роуд»
А я скажу то же, что сказала моя коллега в своей статье о про поэтов: время ушло. Общечеловеческий фокус давно сместился с созерцания природы и многочасовых посиделок в низенькой тёмной кухоньке. Взгляд молодых людей обращён внутрь себя — туда, где страсть, ненависть, зависть, боль, восхищение и радость. А также в общество с проблемами коррупции, неравенства, лицемерия, зависимостей и прочего.
Кристофер Вул, «Апокалипсис сегодня»
Искусство — это всегда про то, что рвёт душу. Про то, что прямо сейчас происходит в мире. И поэтому мы видим кляксу на холсте вместо филигранно вырисованных деталей коры берёзы. Поэтому сюжеты сегодня простые, но яркие. Поэтому всё больше про людей, про неправильность, про жизнь сейчас и страх за будущее.
Джеймс Штайнберг, концепт-арт
Безусловно, пейзажи — это всё ещё очень красиво. Бескомпромиссная красота природы никуда не делась, с ней нельзя спорить и её нельзя отрицать. Но душа болит совсем по другим поводам. И это не хорошо и не плохо — это необратимый процесс изменения человеческого сознания с его интересами, намерениями и желаниями. Так будет написана наша визуальная история для потомков, так они смогут узнать чем мы тут жили и о чём мечтали.
Катарина Гроссе на выставке «Фуга пяти современных абстракционистов» от фонда Louis Vuitton
Очень хорошо эту разницу между «тогда» и «сейчас» передаёт стиль — всё очень поменялось визуально. Это очевидно и прямо бросается в глаза. Художники ляпают красками на холсты, рисуют на стенах, используют всё что попадётся под руку — от крови (не будем спрашивать, чьей и откуда) до гвоздей или простигосподи пластиковых бутылок. Ассамбляжи, коллажи, стринг-арт и чёрт знает что ещё. Эксперссионизм, абстракционизм, наивный реализм и прочие измы. Миллион и одна штука всего что пожелает душа творца — всё это служит выражению чувств.
Сальвадор Дали, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
Поскольку современный человек не озабочен борьбой со стихией, выживанием и войной (по крайней мере не так озабочен, как 300 или — да что там — 100 лет назад), у него освободилось внимание на то чтобы поглубже изучить себя и своё отношение к миру. Именно это мы и видим в современном искусстве. Причудливые формы, которых раньше не было. Сюжеты, взятые из жизни, а не из Библии или мифов. Лица простых людей, а не только королей и богачей.
Untitled
Кристина Троуфа, из серии автопортретов
Искусство всегда было концептуальным. А концепты меняются.
Это движение, а движение есть жизнь.
О том, что такое современное искусство в классических стилях — в статье-подборке.
Made on
Tilda