{$te}
Художница и преподаватель живописи Натали Устименко любезно пригласила нас в свою цитадель искусства. За чашечкой чая мы узнали историю её творческого пути и взгляды на жизнь.
ЛЮДЕЙ ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ, А МАСТЕРСКУЮ ПО ДВОРУ
Я посмотрел на часы. Стрелки показывали без одной минуты полдень. Мы с главным редактором стояли у ворот жилого двора на улице Тургеневской, и уже были готовы к приближающейся встрече. Я черкнул Натали короткое «мы на месте», и через минуту ворота открылись.
— Здравствуйте! Как вы пунктуальны, точно в полдень! — сказала молодая красотка с розовыми волосами. Мы поздоровались и вошли во двор.
Преодолев широкий арочный проход, остановились во внутреннем дворике. Атмосферное место: внешние лестничные клетки, насиженные голубями, переплетаются и ползут к верхним этажам, попутно преграждая собой путь лучам полуденного света. Микро-Питер в центре Ростова.
— О, как уютно у вас тут! Творческая локация.
— Да, стараюсь облагораживать место работы. Вот, асфальт новый во дворе появился. Чисто. В планах сменить замок на воротах на более удобный. К сожалению, не все жильцы оценили мои старания. Постоянно спорят со мной, ничего не хотят менять.
Мы вошли в мастерскую. Первое, что бросилось в глаза — это картины. Их тут было очень много. Отовсюду на нас смотрели портреты, написанные в разных стилях от реализма до абстракции.
— Пожалуйста, надевайте тапочки, и проходите. Может быть чай/кофе?
— Чёрный чай был бы очень кстати, спасибо. — переобуваясь, сказал я.
— Хорошо, проходите в главный зал мастерской. Я сейчас подойду.
ВЭЛКАМ ТУ ИСКУССТВО
Мы вошли в просторное помещение. На стенах висели картины с абстрактными изображениями людей — плоды очередных творческих экспериментов и новых подходов к работе. У входа стоял журнальный столик, окружённый небольшими диванчиками. Тут же на стене висело полтора десятка фотографий в несколько рядов; как прототип «сетки профиля» кадры знакомили новых гостей с жизнью хозяйки пространства.
Я прошёлся вглубь зала. Здесь, в углу помещения расположилась рабочая зона. Тюбики краски, кисти, всевозможные баночки стояли в своём, одной художнице известном порядке, и ожидали своего времени. По малозаметным деталям вроде оставленного возле приоткрытой баночки мастихина можно было догадаться, что творческая работа здесь кипит каждый день.
— Здесь мы работаем с моими учениками, создаём картины прямо в этом зале. — сказала Натали, вошедшая к нам со стаканчиками заваренного чая в руках.
Мы присели у журнального столика.
— Натали, сегодня нам бы хотелось поговорить о тебе и твоей мастерской, о творческом пути и пути учителя. И конечно о том, что для тебя искусство.
— Отлично, так с чего начнём? Я как раз жду ученицу после нашей с вами встречи, надеюсь, мы успеем всё обсудить.
ПЕДАГОГОМ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКОМ
(подставьте свою запятую)
— Натали, знаю, что у тебя большая занятость: это и выставки, и перформансы, и ученики, и заказы, и многое другое. Скажи, что сейчас составляет твою основную деятельность? Чему ты посвящаешь большую часть своего времени?
— На данный момент, я думаю, большую часть времени я посвящаю преподавательской деятельности. Это в том числе помогает мне развиваться как художнице. В доковидный период я в основном занималась заказами. Моя преподавательская деятельность ограничивалась мастер-классами в художественной студии. А в этом году случилось бомбяо! Запрос на обучение очень вырос.
— Какой средний возраст твоих учеников ?
— Не задумывалась над этим. Наверное, если усреднять — примерно лет 25, но легче обозначить диапазон. Я занимаюсь с учениками возрастом от 11 лет и до…верхнего порога нет, но сейчас из постоянных учеников самое большее — это около 45-ти лет.
— С каким запросом люди обычно приходят на занятия? Научиться писать что-то самостоятельно или пройти путь создания картины с художником-профессионалом?
— Здесь всё индивидуально. Есть люди, которые приходят отдохнуть от своей повседневной работы, им кайф написать красивую картину. Есть категория учеников, которые приходят, чтобы обучиться для чего-то. Например, есть ученица, с которой мы на занятиях готовимся к её поступлению на швейное отделение, и ей нужно изучить пространственные формы для дальнейшего конструирования одежды. Ну и конечно есть люди, которые хотят вместе со мной пройти весь путь создания своего маленького творческого произведения. А это одна из моих главных целей.
Я хочу, чтобы люди могли самостоятельно творить, имели такую привычку и соответствующие навыки.
ОБОИ И ПОМАДА
— С чего начался твой творческий путь? Как ты пришла к искусству?
— Всё началось с раннего детства. Однажды я взяла мамину помаду, и устроила перформанс на обоях у нас дома. Получила от родителей я тогда знатно, но моё желание творить никуда не делось.
Я обожала склеивать листы в картинки большого формата и перерисовывать персонажей мультфильмов. После моей художественной импровизации родители сделали ремонт, и мне запрещалось что либо клеить на стены, поэтому я заклеила своими рисунками всю бабушкину комнату (она была не против). Мама, глядя на моё увлечение предложила пойти в школу искусств. Я решила попробовать. Несколько раз хотелось бросить, но я всё-таки окончила её с красным дипломом. Потом были занятия с частными преподавателями, подготовительные курсы Академии архитектуры. В конце концов я поступила в пединститут Южного федерального Университета. Так что сейчас перед вами сидит педагог по декоративно-прикладному искусству и дизайну.
— Вот это путь становления!
— Да, я и сейчас продолжаю обучаться. Периодически беру занятия у других преподавателей, не так давно проходила дополнительное обучение аэрографии в Москве.
— Считаешь ли ты себя профессионалом после пройденного пути обучения и повышения квалификации? — спросила Эльза, главный редактор Галереи Бескультурья.
— А кто такой профессионал? Да, если ты покажешь мне какую-нибудь картину, и спросишь: «Как её нарисовать?», я расскажу как она была сделана и смогу это повторить. Это, как правило, вообще не проблема. Это технический момент. Трудности чаще могут возникать с фантазией.
Например, как вдохновившись чужими работами делать эксклюзивное, оригинальное, своё? Вот это более важный вопрос.
Например, как вдохновившись чужими работами делать эксклюзивное, оригинальное, своё? Вот это более важный вопрос.
— Может ли это перерасти в попытку изобрести велосипед?
— Нет, изобретать заново ничего не нужно. Нужно быть независимым от чужого творчества. А это сложно, особенно когда у тебя есть база знаний. Человек без этой базы творит как хочет и счастлив в своём неведении. А когда у тебя академические постулаты в голове, кричащие тебе голосом преподавателя «Так нельзя!» — это может тебя сковывать.
ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ ЭТОТ ВАШ КАЙФ
— У каждого художника есть та часть творческого процесса, которая является для него кульминационной, ключевой. Если раскладывать процесс создания картины от задумки и идеи до условной выставки, что приносит удовольствие больше всего?
— Для каждой истории это индивидуально. Есть такие картины, работая с которыми ты разрешаешь себе не привязываться к рамкам, брызгаешь краской, буквально танцуешь у холста — и в этом есть искусство, и наибольшее удовольствие приносит сам процесс. Об этом мои перфомансы, на самом деле. Но есть то, что я особенно люблю в своём творчестве. Это отклик зрителя. Можно много раз повторять, что художник творит, потому что самовыражается таким образом, но когда это выражение находит своего почитателя — это и есть настоящее счастье творца.
— Что такое этот отклик? Почему зрителю может нравится виденье, воплощенное другим человеком?
Приготовьтесь, сейчас будут гениальные мысли.
— В готовом продукте мы ценим не труд художника, а то, что у нас внутри возникает, когда мы смотрим на эту картину. Мы ценим свои мысли, свой новый чувственный опыт, своё вдохновение. Именно в этот момент мы, будучи наблюдателями, становимся вдруг соавторами.
— Красиво сказано, — заметила Эльза. — Готовилась к нашему разговору?
— Нет, ни разу. Просто я педагог.
Все засмеялись.
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ КРАСОТА ИСКУССТВО?
Натали задумалась.
— Жизнь. Сейчас я думаю, почему я продолжала этим всем заниматься даже когда наступали минуты сомнений в правильности моей деятельности? Когда приходила апатия, или даже уныние, почему я продолжала? Потому что я не могла не продолжать! Пишешь — и тебе становится легче. Ты счастлив — пишешь. Тебе грустно — ты пишешь. Не пишешь только когда «нормально».
Вот, пожалуйста, начала полотно две недели назад, переживала в то время свою личную трагедию. Вон, там лежит.
Натали показала рукой на стопку прессованного дерева.
— Позже меня отпустили захлестнувшие эмоции, и вот теперь не могу дописать эту работу. Жду следующей волны страстей. Такова жизнь.
— У меня вопрос появился после экскурсии по твоей мастерской. Это пространство — место концентрации художественных работ, здесь царит дух творческой лаборатории. Бывает ли так, что желание что-то создать резко появляется дома, а ехать в мастерскую просто нет времени? Пишешь ли дома?
— Чаще всего мне проще не приезжать домой. Бывают срочные заказы или большое желание написать «здесь и сейчас», я просто звоню мужу и говорю: «Сегодня меня не жди». Но тут важно сказать, что у меня появилась мастерская, потому что картины начали вытеснять нас из дома.
— Если закончились чистые холсты, перепишешь старую картину новым сюжетом?
— Конечно. Это очень распространённая практика. Своя картина может разонравиться или надоесть, и тогда я просто переписываю холст, перекрываю прежний рисунок. И как же меня раздражают те, кто начинает причитать: «Зачем закрасила? Могла подарить мне!»
Вот что я скажу: картины рождаются и умирают, не всем дано жить вечно. Хочешь спасти картину — купи её. В ней — мой труд и знания, часть моей души. Такие комментарии типа «подари!» от десятков людей просто обесценивают работу художника.
— Кстати, это очень интересно. Получается, одна картина может вмещать в себе историю нескольких сюжетов. В каком-то смысле у неё будет несколько прошлых жизней.
— Да, так и есть. Такие картины ещё можно просвечивать через рентген, если я не ошибаюсь, и просматривать эти слои. Это как одно тело, у которого несколько душ. Есть в этом что-то таинственно-мистическое.
О ХОЛСТАХ И ЛЮДЯХ
— Недавно у нас на сайте вышла статья о том, почему поэзия должна быть понятной. В этой статье поэзия как часть национальной культуры сравнивалась с живописью, которая доступна всем зрячим людям. Скажи, когда ты пишешь картину, думаешь ли ты о том, как её должен воспринять зритель? Что он должен почувствовать или понять?
— Раньше я думала, что человек должен считывать то, что я закладываю в картину. Потом я поняла, что зритель — это тоже художник, и он очень даже может самостоятельно додумать сюжет. Потому что я этой картиной хочу передать одни эмоции, а у другого человека свой жизненный опыт, и он может увидеть в моём — своё. Для меня всегда очень важно то, что видят люди в моих картинах. И только если человеку очень хочется узнать, что же имела в виду я — тогда поделюсь.
— У меня ещё один вопрос! Можем сделать больше света в помещении для нескольких фотографий? — вставая с дивана сказал я.
— Да, конечно.
Натали подошла к дверному проёму и щелкнула два выключателя. Эльза в это время рассматривала каталог картин (да-да, целый каталог!), потом отложила его и спросила:
— Было когда нибудь кайф пейзажи рисовать? Горы, например?
Натали задумалась.
— Я обожаю людей. С самого детства пишу их, и мне до сих пор не надоело. Потому что каждый новый человек для меня — это загадка. Интерес к пейзажам появился у меня относительно недавно. Год назад я получила удовольствие от того, что изобразила наспех натюрморт с пионами. Раньше представить себе такого не могла, это было что-то новое и интересное.
Я прошёлся по мастерской и сделал несколько фотографий. Тем временем Натали уже подготовила мольберт и краски для очередного урока с одним из своих учеников. Мы вышли во дворик и направились в воротам.
Попрощавшись с Натали, мы с Эльзой отправились в офис редакции. Теперь предстояло упорядочить всё то, что удалось обсудить за короткий час беседы; собраться с мыслями, и перенести чёрным по белому эту встречу.
Чтобы через время каждый из вас мог почувствовать себя участником нашей большой беседы об искусстве.
Чтобы через время каждый из вас мог почувствовать себя участником нашей большой беседы об искусстве.