В уходящем 2022 году участились акции протеста, которые должны привлечь внимание к проблемам изменения климата, загрязнения воздуха и тому подобным ужасам. Активисты из разных организаций по всей Европе приходят в музеи и совершают какое-нибудь непотребство. Самый популярный сюжет — облить картину супом и приклеить себя к полотну/раме/стене. Особо изобретательные ребята наклеивают поверх картин «переосмысленные» версии, на которых в оригинале картины появляются детали типа самолётов, облаков смога и др. Также страдают экспонаты музеев естествознания — например, в Берлине две женщины приклеили себя к опорам скелета динозавра, которому больше 60 миллионов лет. В России активисты подняли проблему жёстких идеалов красоты и облили копию картины на выставке «Найти Бэнкси» кремом от прыщей.
Итак, в чём суть протестов?
Из-за изменений климата люди вымрут, как этот динозавр 60 миллионов лет назад.
Искусство стоит неоправданно дорого и многим из-за этого недоступно. Но гораздо больше на планете людей, которым недоступна еда и топливо.
Нужно остановить добычу газа и нефти. (Нам пока непонятно, как тогда обеспечить топливом неимущих…)
И ещё нет углю! (На всякий случай)
Нет идеалам красоты! (Кажется проблематика идеалов красоты давно устарела и сейчас с этим всё в порядке)
Почему именно предметы искусства? Потому что искусство — это роскошь. Экоактивисты (и другие активисты) почему-то не любят роскошь, потому что вся суть роскоши в том, что она не у всех есть. По этой же причине под «арт»-обстрел попал бутик Rolex в Лондоне.
Интересно, что активисты выбирают действовать именно грязно и разрушительно. Часто вместо того чтобы сделать что-нибудь полезное, что действительно может привести к позитивным изменениям. Болезненное желание разрушать прекрасное оборачивается в яркий фантик «защитим планету»; «бодипозитив» и чёрт знает что ещё. В итоге активизм привлекает внимание не к проблеме климата, а к абсурдности происходящего — насколько плоское и жестокое сознание нужно иметь, чтобы вылить банку томатного супа на трёхсотленее произведение искусства? Произведение искусства, на которое ориентируются дизайнеры костюма при воссоздании исторических сюжетов; на которое смотрят люди и находят внутри себя новые грани; которое своими руками когда-то создалживой человек со своими переживаниями и внутренним миром. Под прицелом оказались такие художники как Ван Гог, Ян Вермеер, Клод Моне, Густав Климт и другие. Картины хранятся под стеклом, поэтому полотна не пострадали. Однако рамы кое-где пришлось восстанавливать.
На самом деле, история порчи предметов искусства берёт своё начало в 1914 году, когда британская суфражистка порезала картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Таким образом она выразила свой протест против ареста другой суфражистки. Вопрос: почему арестовали суфражистку, а страдает от этого произведение искусства? Почему нужно обязательно уничтожать то прекрасное, что огромным трудом создавали другие люди?
Что говорят в Галерее БескультурьЯ? Лина Арно сделала опрос, я цитирую:
«Импульсивное поведение без конкретных требований. Они не учитывают опыт из истории, где подобные действия приводили к ассиметричным последствиям. В общем глупо, бездарно и бессмысленно.»
«Намерения благие, методы идиотские. Самое неприятное, что из-за таких людей всех экоактивистов считают инфантильными дурачками.»
«В мире разрушения и войны одна отдушина — искусство. Это то, что затрагивает самые светлые струны человеческой души. Посягать на это — преступно. Люди, которые создали хоть что-то прекрасное в этой жизни, никогда бы так не поступили. Это варварство!»
«Подобный вандализм вызывает у большинства порицание и это неудивительно. Лучше было бы вызывать у людей позитивные эмоции, например, написанием картин или т.п.»
Мы не услышали ни одного голоса «за». Порча предметов искусства — это однозначное преступление. И тем оно тяжелее оттого, что «оправдывается» какими-то благими целями.