Читать
2022-12-29 13:48 Колонка Редактора

Экоактивисты немного потеряли жизненные ориентиры

В уходящем 2022 году участились акции протеста, которые должны привлечь внимание к проблемам изменения климата, загрязнения воздуха и тому подобным ужасам. Активисты из разных организаций по всей Европе приходят в музеи и совершают какое-нибудь непотребство. Самый популярный сюжет — облить картину супом и приклеить себя к полотну/раме/стене. Особо изобретательные ребята наклеивают поверх картин «переосмысленные» версии, на которых в оригинале картины появляются детали типа самолётов, облаков смога и др.
Также страдают экспонаты музеев естествознания — например, в Берлине две женщины приклеили себя к опорам скелета динозавра, которому больше 60 миллионов лет. В России активисты подняли проблему жёстких идеалов красоты и облили копию картины на выставке «Найти Бэнкси» кремом от прыщей.

Итак, в чём суть протестов?
  • Из-за изменений климата люди вымрут, как этот динозавр 60 миллионов лет назад.
  • Искусство стоит неоправданно дорого и многим из-за этого недоступно. Но гораздо больше на планете людей, которым недоступна еда и топливо.
  • Нужно остановить добычу газа и нефти. (Нам пока непонятно, как тогда обеспечить топливом неимущих…)
  • И ещё нет углю! (На всякий случай)
  • Нет идеалам красоты! (Кажется проблематика идеалов красоты давно устарела и сейчас с этим всё в порядке)

Почему именно предметы искусства?
Потому что искусство — это роскошь. Экоактивисты (и другие активисты) почему-то не любят роскошь, потому что вся суть роскоши в том, что она не у всех есть. По этой же причине под «арт»-обстрел попал бутик Rolex в Лондоне.

Интересно, что активисты выбирают действовать именно грязно и разрушительно. Часто вместо того чтобы сделать что-нибудь полезное, что действительно может привести к позитивным изменениям. Болезненное желание разрушать прекрасное оборачивается в яркий фантик «защитим планету»; «бодипозитив» и чёрт знает что ещё.
В итоге активизм привлекает внимание не к проблеме климата, а к абсурдности происходящего — насколько плоское и жестокое сознание нужно иметь, чтобы вылить банку томатного супа на трёхсотленее произведение искусства? Произведение искусства, на которое ориентируются дизайнеры костюма при воссоздании исторических сюжетов; на которое смотрят люди и находят внутри себя новые грани; которое своими руками когда-то создал живой человек со своими переживаниями и внутренним миром.
Под прицелом оказались такие художники как Ван Гог, Ян Вермеер, Клод Моне, Густав Климт и другие. Картины хранятся под стеклом, поэтому полотна не пострадали. Однако рамы кое-где пришлось восстанавливать.

На самом деле, история порчи предметов искусства берёт своё начало в 1914 году, когда британская суфражистка порезала картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Таким образом она выразила свой протест против ареста другой суфражистки.
Вопрос: почему арестовали суфражистку, а страдает от этого произведение искусства? Почему нужно обязательно уничтожать то прекрасное, что огромным трудом создавали другие люди?

Что говорят в Галерее БескультурьЯ? Лина Арно сделала опрос, я цитирую:
  • «Импульсивное поведение без конкретных требований. Они не учитывают опыт из истории, где подобные действия приводили к ассиметричным последствиям. В общем глупо, бездарно и бессмысленно.»
  • «Намерения благие, методы идиотские. Самое неприятное, что из-за таких людей всех экоактивистов считают инфантильными дурачками.»
  • «В мире разрушения и войны одна отдушина — искусство. Это то, что затрагивает самые светлые струны человеческой души. Посягать на это — преступно. Люди, которые создали хоть что-то прекрасное в этой жизни, никогда бы так не поступили. Это варварство!»
  • «Подобный вандализм вызывает у большинства порицание и это неудивительно. Лучше было бы вызывать у людей позитивные эмоции, например, написанием картин или т.п.»

Мы не услышали ни одного голоса «за». Порча предметов искусства — это однозначное преступление. И тем оно тяжелее оттого, что «оправдывается» какими-то благими целями.