Ника Джахаева aka Джаника. Человек, чьё внутреннее состояние создает свой собтсвенный комфортный мирок: собственное зазеркалье. Все мы знаем её как художника, перформера, и даже мастера по изготовлению свечей. Но сегодня мы посмотрим на неё (и её иной мир) с другой стороны.
Изначально Джаника была художником (вы могли читать об этом в другой статье), пока в один момент не попала на мастер-класс фотошколы «Пикча». Тогда Ника подумала, что это может быть её призвание. В объективе фотоаппарата ей виделось, что все границы размыты. Искусство фотографии оказалось для неё намного привлекательнее и веселее, чем живопись.
И тут! Пошло-поехало: курсы; мастер-классы; собственные съемки, которые начались чуть ли не сразу:
«Буквально через неделю у меня уже была камера простенькая. Сначала я снимала за бесплатно, потом за пятьсот рублей. Везде писала, что я только начинаю.»
Это был новый виток в её творчестве. Это почти как картина, только цифровая. Фотография была для Ники как создание мини-кино:
«Ты запечатлел кадр, создал атмосферу в нем, щелкнул и все. Не нужно рисовать миллионы часов, не нужно проводить бессонные ночи в своей мастерской. теперь можно нажать кнопку и вот тебе картина», — говорит фотограф.
Когда ты создаешь кадр — это целый перформанс по сравнению с живописью. Жуткое количество динамики и энергии, заключённой в одно мгновение, которое тебе и предстоит поймать. Десятки лет рисования — это прекрасно, но Ника решила для себя, что она больше не художник. Она — фотограф! Спойлер: сейчас Ника понимает, что ничего нельзя вычёркивать из своей жизни. Нужно использовать весь опыт, который ты накопил и перерабатывать это во что-то уникальное.
«Нельзя отсекать часть себя, часть какой-то своей личности будто ее никогда и не было. Нет. Я изначально художник — им и останусь, просто теперь я еще и фото-художник»
В фотографиях Ники очень много ироничного посыла. Как будто когда она берет в руки камеру, её послание людям меняется. Когда Джаника с красками и холстом, то она более сдержанная, мистическая, ибо изначально нам всем вкладывают, что живопись — это очень серьёзно. Фотография — ирония, способ посмеяться, выразить себя, такие вот смехуёчки. Отдушина. Джаника занимается живописью очень давно: она прошла художественную школу, потом училище и там везде была одна догма: искусство — это серьезно! В фотографии Ника понимает, что там её правила и она может делать что угодно.
Ника снимает как фэшн, так и коммерцию. Последние зачастую являются косплей-съемками, съемками семейных альбомов и выпускных. Но все же, как и многие фотографы, она предпочитает творческие съёмки. Творческий фэшн с отсылками звучит ещё лучше.
Синие туфли. Кадр, наполненный символизмом. Достойный аналог культовых туфель Маноло Бланик, которые олицетворяли любовь Мистера Бига к Кэрри Брэдшоу в «Секс в большом городе». В нынешней обстановке, для нас эта пара из ZARA выглядит так же непостижимо далеко, как и Маноло Бланик для Кэрри когда-то. Эта модель в синем цвете, который несёт гармонию и спокойствие, приносит трепет в наши сердца.
Или же кадр, где волосатая рука с накрашенными ногтями трогает помидоры в реплике сумочки Ботега Венета. Эта прекрасная мужественная рука принадлежала бывшему мужу Джаники:
«Я бегала за ним по всему огороду и кричала, что накрашу ему ногти!
Одна из последних говорящих работ Джаники — «Стыдно? Отнюдь!» очень ярко показывает социальную сатиру, которую так любит использовать Джаника. Все мы правильные девочки, а потом на нас резко оказывается черный кожаный плащ на голом теле. В жизни любой самой праведной женщины бывают ситуации, когда трусы слетают сами собой. Новый айфон, отдых на Мальдивах, красивый мужчина (ну или очень много бутылок вина).
Джаника — больше, чем просто человек. Она художник, перформер и фотограф. Ей подвластны все формы искусства и проявления эмоций. Её фотографии — всего лишь один из способов показать другую грань её бесконечного творческого потенциала, который скрывается (а может быть открывается?) в её собственном маленьком мире.