Фотография — это вкусно. На это хочется смотреть. Пролистать, вернуться и снова посмотреть. Хочется знать, что было в следующем кадре. Вы наверняка знаете это чувство, когда смотришь на кадр и такой «уф, вау, а можно забыть и посмотреть снова?». Кольнуло внутри.
От этого мурашки, потому что фотография — это искусство. Это язык, на котором нам сообщают о чувствах. На этом языке говорит каждый. Говорит, когда хорошо; говорит, когда плохо; говорит, когда н е в ы н о с и м о молчать.
Фотография кричит, поёт, танцует, перебирает клавиши, тихо шепчет и уверенно восклицает. Она рассказывает историю на языке ощущений, но не слов.
Хочется сказать, что со временем фото стало чем-то обыденным и каждый дурак может сфоткать листочек чтобы было красиво. Но тем не менее мы пролистываем миллион листочков, прежде чем наш взгляд остановится и произойдёт «уф, вау, а можно забыть и посмотреть снова?». Потому что фоткать может любой дурак, а быть фотохудожником и фотографировать — только творцы.
Почему фотография обесценивается?
Раньше не было возможности сделать 150 кадров и выбрать 1 хороший. Раньше было ограниченное количество попыток+масса усилий, связанных с тем чтобы проявить фото, высушить и т.д. Этим занимались только те, кому это реально было нужно.
Сначала фотоателье и семейные портреты, потом первые попытки обычных людей запечатлеть кусочек своего быта. Потом кино — золотая эра кадра. Ого, можно запечатлеть не миг, а целых несколько! Как это было важно для людей — не обладая талантом живописца и не имея возможности исписывать холсты, всё равно запечатлеть и отразить что-то, что рвёт душу.
Плёночки, сушка, размытые кадры, блики — всё то, что мы сейчас накладываем в пост-продакшене, было частью жизни людей. У некоторых просто не было нескольких попыток. Была только одна. И в этом была самая прелесть — ибо таким образом возрастала ценность кадра.
А обесценивается ли?
Потом началось. Журналы, глянец, плакаты, аукционы. Фотосессии. Упала ли ценность кадра оттого, что его теперь легче сделать? НЕТ. По-настоящему яркая, живая фотография по-прежнему на вес золота. По-прежнему увидеть, снять и обработать нечто удивительное — это искусство. Потому что пусть и легко теперь сделать 200 кадров за пять минут в айфоне, но выбор предмета съёмки, акцента, света, тени, момента жизни и в конце-концов сам импульс сфотографировать — это по-прежнему остаётся талантом и мастерством фотохудожника.