Читать
2023-09-27 16:21 Работы Места Истории

Уличное искусство по-ростовски

Об уличном искусстве мы уже написали в статье «Искусство вандализма». Если не читали, то прочтите обязательно. Иначе есть шанс, что многие слова в этой статье вы не поймете. Мы посмотрим на уличное искусство Ростова, узнаем кто его делает и зачем.

Питательная среда

Вот что говорит наш любимый эксперт по стрит-арту Надя Ковалёва:
«Ростов очень благоприятный город для стрит арта и уличного искусства. Потому что семьмесяцев в году ты можешь спокойно и комфортно рисовать на улице. У других городов такой роскоши нет.»
Большую часть года у нас тепло. Особенно это заценили участники прошлых фестивалей «Ничего страшного». Ребята приезжали из Питера и Екатеринбурга, где рисовать на улице можно от силы месяца три в году, а всё остальное время они сидят дома, пьют горячий чай и смотрят на огромные сугробы и сосульки за окном.
Также огромное количество (и постоянное добавление) спотов и отдельных тэгов связано с тем, что подходящих мест для них предостаточно. Эти места — руины снесенных исторических зданий. Безвозвратная потеря большей части исторического центра — боль для многих ростовчан. И уличные художники рефлексируют на эту тему в своих работах. Например, вот работа Ивана Симонова:
Картина-фантазия или картина-надежда расположенна на Социалистической, 95. На старом, ветхом здании на заколоченном входе изображены красивые, кованые ворота. Над ними надпись: «Эпоха разоренной красоты». Жаль, что это только рисунок и ничего красивее на этом доме больше нет. Возможно скоро исчезнет и здание и нарисованные кованые ворота.
Но не будем о грустном. Вспомним, что в нашем городе кроме руин и развалин есть чудесные, целые здания. И художники охотно расписывают их муралами. Только этим летом в Ростове прошли сразу три фестиваля уличного искусства, о которых мы поговорим дальше. В рамках фестивалей были сделаны огромные муралы и картины поменьше в разных уголках центра. Такое искусство заходит практически всем и поднимает настроение даже в самый плохой рабочий понедельник. Если тэги простым смертным тяжело понять, то муралы нравятся многим. Потому что их сюжеты не затрагивают срачные темы в отличие от основной массы уличного искусства.
Сюжеты муралов — это больше про любовь (хе-хе), городские легенды, пейзажи, донскую степь, казачье наследие и так далее и тому подобное. В противном случае их не одобряло бы местное правительство. Понимаете? Этакая социально приемлемая уличная живопись. Однако, лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать наши впечатления от уличных работ. Так что скорее переходим к примерам.

Кто начал уличное искусство в Ростове

Помните пластмассовые кассеты? Я ещё помню. У сестры была целая коллекция. На них были песни группы «Краски». А Алексей один из первых уличных художников в Ростове, настолько любил кассеты, что у него погоняло Кассета, и вообще всё его искусство крутится вокруг кассет. Для него они стали своего рода символомом юности. Он самоучка, начинал в 2010 году. Его тэг — отсылка к производителю кассет BASF. Тогда он рисовал на гаражах Северного района, за что многие ему благодарны — его граффити спасали от скуки и серости типовой застройки. Чаще всего он изображал своих кереков — человечков с кассетами вместо головы. Здесь же и отсылка на хип-хоп культуру, которая развивалась в симбиозе с уличным искусством в Америке. Семейство кассетоголовых кереков сейчас тусуются в споте на Университетском, 24.
Алексей Кассета до сих пор рисует на улицах, но уже не баллончиком, а краской и кистью. Год назад в рамках фестиваля «Ничего страшного» художник закрасил огромный кусок в Галерее уличного искусства на Буденновском, 53. Вот что Алексей гоорит об этом:
«Мой стиль стал более свободным и абстрактным. За последние несколько лет я перешёл от традиционного граффити к абстрактным работам, стал заменять баллоны на кисти и валики, колеровать краску. Мне стало нравиться делать линии и смешивать цвета именно кистями. В будущем планирую полностью отойти от баллонов. Я сразу решил, что мой рисунок для фестиваля будет не цельным, с этим объемом я видел именно отдельные рисунки. Я хотел поговорить со зрителями о времени и о соотношении цветовых гамм.»
На фразе «поговорить со зрителями» мы всей командой слегка подтаяли.
Еще в 2022 году Алексей дополнил мозаику на входе в галерею «Ростов».

Художественные группировки Ростова

Мы бы очень хотели вам рассказать всякое про участников группировок уличных художников, но многие скрывают свою личность. Поэтому будет мало информации про ребят, но зато много их работ. Готовы? Поехали
Есть 4 самые известные группы художников, которые затэгивают весь Ростов: AC, FAР, AGS и DAFT.

AC

Переводится как active crew — настолько активные, что от них ни скрыться ни убежать. Галерея «Ростов» даже делала выставку в январе 2023 года с работами этой команды. Ребята поговорили со зрителями с помощью граффити и манифеста. Цитируем второе и показываем первое:
«Вас приветствует Ростовское граффити объединение АС Active Crew
Команда существует 10 лет и позиционирует себя, как арт-мандем, в состав которого входят люди с большой любовью к девиантному поведению.
Идеология состоит в том, чтобы все приближенные к мандему (уличная семья) граффити художники города, активно писали за команду уже известные вам две буквы A.C.
Исходя из наших взглядов на арт-индустрию, нам стало интересно попробовать донести до горожан шарм уличного искусства и взрастить понимание к нашим действиям, искре и смыслам.
Поэтому мы сделали выставку в галерее «Ростов»
Если вы начнете смотреть по сторонам по пути на работу, то заметите буквы AC всюду. Они могут быть большими и маленькими; могут быть быстрым росчерком, огромным граффити или подписью к кереку. На фото ниже керек питерского художника Максима Имы, а сверху надпись AC.

AGS

Active graffiti squat. Группа состоит из 4-х человек.
Их тэги также можно увидеть по всему городу. Но каждый из ребят в команде делает еще что-то свое. Например Боря Ribeko делает коммерческие заказы. Забор детского сада «Удача» на Темерницкой, 65 расписал он.
«Совершенно нормальная тема, когда художники могут быть в трушной культуре и в тоже время брать коммерческие заказы. Деньги нужны всем. И это норма»
Справа мы видим тэг группы AGS, а слева FAРboys.
В галерее уличного искусства на Буденовском, 53 можно посмотреть на коллаборацию групп FAP и AGS. Очень стильный голубь с вкусной шаурмой и в панаме с принтом 69. Эти цифры нам говорят либо о родине одного из художников (Тверская область — 69 регион) либо об их специфических предпочтениях.

FAP Boys

Молодая команда, которой в этом году исполняется 9 лет. Её участники — САХР, Вадим Слуф, Боря Ribekо и Steeke.

DAFT

DAFT — переводится как оголтелый, бешеный. Мы точно не знаем когда это слово возникло, но оно точно является частью уличной культуры. И из информации это все. Ребята очень сильно озабочены своей анонимностью. Нам остается только смотреть на их тэги.

Их разыскивает полиция и фанаты

C художниками ситуация такая же как и с художественными группировками. Мало кто хочет, чтобы их личность раскрыли. Поэтому говорить будем мало, показывать много.
ВПМН
Молодой, но уже очень популярный уличный художник. Он создатель двух кереков — веселая колючка и закатанный глаз. У всех, кто знаком с художником, разная информация что значит ВПМН. На стене мы видели такое. Кто-то слышал что это значит «вам показано мне намазано».
Керек ВПМН — веселая колючка.
А вот глаз.
Недавно у художника вышел классный мерч с этим глазом.
Хорошогр
Хорошогр — керек в виде веселого дракона, как с зубной пасты «Дракоша». Расшифровывается как «хорошее граффити». Вы наверняка видели его. Он всегда улыбается. И поднимает настроение. Вот так он выглядит.
Вадим Слуф
Один из участников FAP Boys. Его отличительная черта — экспрессивные линии на однотонной фигуре. Вадим создаёт изогнутых персонажей, которые никому не смотрят в глаза, а прячут свой взгляд. Вадим еще и очень умело вписывает этих человечков в пространство стен или заколоченных дверных проемов. Взгляните сами.
Свежая работа художника появилась под Ворошиловским мостом и называется «Гребцы». Хохма в том, что это место во время дождей сильно затапливается. Когда пройдет очередной ливень, гребцы будут плыть прямо по воде. Сделана в рамках фестиваля «Ничего страшного».
Couple of Creators
Яркий тандем Юли JK и Вани Make. Юля в команде отвечает за выбор цветов и их сочетание, Ваня занимается леттерингом. Они рисуют муралы и в них вписывают свои тэги. Их отдельностоящих тэгов на заборах, зданиях и рекламе вы не найдете.

Расцвет уличного искусства в Ростове

3 года назад при поддержке Президентского фонда галерея «Ростов» провела первый фестиваль уличного искусства «Ничего страшного». В рамках фестиваля в Ростов приезжали художники со всей России и старательно украшали наш город муралами и граффити.
В 2023 году уличное искусство стало настолько популярным, что почти одновременно в городе прошли сразу 4 фестиваля: «Месторождение» (2 штуки), «Про любовь» и «Ничего страшного».

«Месторождение»

Фестиваль посвящен мифам города. В этом году расписывали улицу Шаумяна. Заброшенный дом прямо возле «Вкусно и точка» — творение этого фестиваля.
Казачки в стиле Малевича — работа известной Ростовской художницы Татьяны Казанцевой.
Вот еще несколько работ с этого фестиваля.
А лучше идите пока тепло и сами прогуляйтесь по Шаумяна. Найдете много чего интересного.

«Про Любовь»

Организовал этот фестиваль Олег ТОМ3. Художник и любитель порисовать граффити. Его тэг — синее кресло. Он собрал художников из разных городов и организовал их на создание огромных муралов в Ленинском районе — в самом центре Ростова. Каждый мурал иллюстрирует легенду или знаковое событие истории города. Этот музей современного уличного искусства будут пополнять и дальше.
Вот мурал про популярные Парамоновские склады и их дальнейшую судьбу. И давайте рассмотрим детально что здесь изображено. Мы видим девушку не из нашего века, девушка выкрикивает что-то. Надпись внизу поясняет — это какая-то «сенсация».
Справа и снизу — надпись «Опережая время» поверх песочных часов с крупицами перемолотой пшеницы на фоне колосьев и останков складов. Помните я говорила про смыслы? Очевидно, что художник описывает проблему сохранения исторического здания Парамоновских складов. Их когда-то хотели реконструировать; срубили деревья, отвели воду источника; и в итоге ничего не сделали. Есть опасения, что стены однажды просто рухнут и мы лишимся достопримечательности. Эта тревога вложена в огромный мурал на Социалистической, 95.
А этот мурал про тайны, которые скрывает Зелёный остров. Обратите внимание на буквы в корнях огромного дуба (да-да, они там есть). Это тэг художника. Отдельное мастерство — это выполнять заказную работу и всё равно умудриться оставить свой тэг.
У «Про любовь» есть целая карта их муралов. Пока еще не сильно холодно — можете погулять по городу, посмотреть и погадать о чем говорят стены Ростова.

«Ничего страшного»

Этот фестиваль проходит уже 3-й год. И если до этого к нам звали художников из других городов, то в этом году в фестивале участвуют только ростовские творцы. Работы связаны со сказками и историями Ростова.
Мы уже нашли свежую работу на Чехова, 52
До 2 октября продлится фестиваль, в рамках которого проходят мастер-классы, лекции и арт-медиации по свеженаписанных муралам. Следите за анонсами в тг-канале галереи «Ростов».

Где можно посмотреть уличное искусство бесплатно и без регистрации

Самый живописный спот в городе — Парамоновские склады. Здесь есть все: трафареты, и тэги, и граффити, и синие собаки, и даже высказывания недовольных критиков.
Сквозной пролет на Шаумяна возле рюмочной «Хрусталь» полон маленькими и большими граффити.
По мне здесь самые интересные и необычные рисунки. Большой тигр — творение Антона Сакво. Он сделал эту работу в рамках фестиваля «Ничего страшного» в прошлом году.
В правом верхнем углу мы видим знакомый нам растекающийся огромный тэг группировки АС.
Странные розовые балеринки — это работа объединения художниц из Екатеринбурга «Хочу быть соковым».
На другой стороне несанкционированные тэги художников. Один из них — известный нам Хорошогр.
Спот который вы скорее всего не найдете, если не будете целенаправленно искать, находится на Социалистической между домами 100 и 102. Найти дырку среди рядов домов в городе не сложно. И увидеть мурал с жизнеутверждающими словами — тоже.
А вот с остальными граффити проблема. Потому что их все закрыли проросшие деревья и кусты. Только одна работа видна поверх листьев. Это работа художника Ивана Симонова. Он раньше был репортажным фотографом, и многие его уличные работы — это распечатанные и наклеенные фото на стены. Также Иван Симонов является куратором выставки «Все это сказки». Мужчина и собака на стене — герои одной из фотографий Ивана. Художник еще дорисовал на стене следы. Есть ощущение, что вот-вот картинка спустится к нам и пойдет навстречу.
Еще одна работа Ивана Симонова поджидает нас в переулке на Серафимовича, 71. Бабушка из Санкт-Петербурга — их местная легенда. Она известна тем, что в любую погоду выходила играть на скрипке. Эти две работы входят в большой проект «Маленькие люди».
Совсем недалеко от центрального рынка находится атмосферный спот — возле пространства «Фактура». В выходные там базируется передвижная барахолка, поэтому лучше приходить туда в будний день. Развалины очень живописные, и граффити там в тему. Например работа Миши Маркера «Или/Или» — достаточно критичное утверждение; оно обращено к сносу исторического здания. Внизу видим тэг группировки DAFT.
Можно сказать музей уличного искусства можно свободно посетить, завернув в переулок Малый возле РИНХа. Очень популярная многоэтажка. Перед ней самая опасная парковка в городе. Можно спокойно зайти и поглядеть на работы художников. Они меняются каждую неделю — проверено. Но есть и древние граффити, которые украшают стены уже лет 10.
Осторожно, здание не супер крепкое!
Самый яркий и забитый спот находится в закутке на Университетком, 24. Там живут работы Алексея Кассеты, ВПМН и других ростовских авторов. Экспозиция меняется очень часто — художники перекрывают друг друга, соревнуются в крутости и мастерстве. Один вопрос: почему там никто еще не замутил офигенную съемку? Загадка. (Если кто-то замутил — дайте нам знать).

И что в итоге

Для кого-то уличное искусство так и останется вандализмом. И с одной стороны эти люди правы. Но с другой стороны — разве уличное искусство не про доступность? Разве оно не про искусство на каждом шагу? Чтобы попасть в музей вам надо купить билет, ходить по скрипучим полам и ловить иногда недовольные взгляды смотрителей музея. А на спот билет покупать не надо. То же самое если вы художник: чтобы попасть в музей, вам надо написать нечто гениальное и умереть. А чтобы попасть на спот, нужно просто проявить немного смелости и быстро бегать.
Тяжело конечно смотреть на тэги без знания контекста, но мы здесь для этого и собрались — чтобы теперь вы были в контексте, ходили по городу, многозначительно смотрели на тэги и были в теме уличных дел. И могли этим выпендриваться (а это важно!). Теперь вы знаете, как можно нескучно прогуляться по Ростову, удивить девушку (или не девушку ;) на первом свидании и бесплатно без регистрации и смс прикоснуться к искусству.