Дело было в ART BAZAR'е чудным субботним вечером. Мы шли на спектакль «Автобус», имея в кармане желание культурно провести время и примерно 0 ожиданий. Честно? В моём случае это первое моё посещение спектакля не в большом театре и не по известному произведению. Я люблю андеграунд, но максимум что я видела — перформансы, и то вполглаза. Кстати, именно в виде перформанса мне предстал когда-то кусочек этого самого «Автобуса» — и тогда я подумала, что хочу знать, кусочком чего является это прекрасное действие. Тогда оно почему-то меня тронуло до глубины души. Между этим прикосновением и полным погружением (читай: посадкой) в «Автобус» прошло несколько месяцев.
Итак, мы пришли. Было много людей, все уже рассаживались по импровизированному «залу» — скамейки, стулья, диваны (помним, что в ART BAZAR'е всё — арт-объекты). Нашли своё место в жизни, сели. Ждём. Последние приготовления, последние гости. Всё началось. Автобус тронулся.
Я хочу отдельно поклониться артистам за подбор звуков и музыки — лично для меня от этого на 50% минимум зависит успех чего-либо, что я смотрю. Следующее, что меня зацепило — выдающийся талант и мастерство каждого (всего их было трое). Я смогла сформулировать это уже позже, наглаживая котика в уютном дворике Чурилин-центра: «в них есть важное от взрослых — это талант и воспитанное, выхоленное мастерство; и есть невероятно важное от детей, что они не потеряли в себе с взрослением — это полное погружение в то, что ты изображаешь. Проживание, а не изображение, в конце концов.»
Глубоко ценю в театре и перформативном искусстве именно это.
Глубоко ценю в театре и перформативном искусстве именно это.
Теперь о самом спектакле. Едет автобус, в нём двое и водитель. Куда он едет? Кто эти двое? Кто водитель? Где выходить? Сколько стоит проезд? Я услышала эти вопросы по несколько раз в этот вечер, и мне никогда наверное так страстно не хотелось на них ответить. Кто живёт в коробке моего тела? Я не знаю, но я теперь очень хочу узнать. И суть действия для меня оказалась не в том, чтобы что-то понять, а в том, чтобы расшевелить в себе жажду познания, исследования. Было бы глупо пытаться пересказать пьесу или резюмировать её смысл. Но вот к чему я пришла:
Искусство задаёт вопросы. Ни один из социально ориентированных (а такие есть!) художников не пытается объяснить что-то вокруг себя (мы сейчас о говорим о тех, чьё искусство обращено к народу, к массам, в мир).
Каждый артист, художник, поэт, музыкант в итоге просто произносит вслух то, о чём другие боятся подумать. Он не говорит «так поступать плохо» или «вот так нужно делать». Он (и его творение) спрашивает: «Вы вот это видели? Вам самим-то как? Нормально? Узнали, согласны?»
И мы, воспринимая тот или иной объект искусства, находим в себе силы начать искать ответ на вопрос, если он для нас актуален. Мы чувствуем, что не одни в этом исследовании, и это тупо придаёт уверенности. Так, картина/песня/стих/кино/перформанс запускает большой долгий мыслительный личностный процесс. Иногда мы в нём находим себя, а иногда теряем.
Каждый артист, художник, поэт, музыкант в итоге просто произносит вслух то, о чём другие боятся подумать. Он не говорит «так поступать плохо» или «вот так нужно делать». Он (и его творение) спрашивает: «Вы вот это видели? Вам самим-то как? Нормально? Узнали, согласны?»
И мы, воспринимая тот или иной объект искусства, находим в себе силы начать искать ответ на вопрос, если он для нас актуален. Мы чувствуем, что не одни в этом исследовании, и это тупо придаёт уверенности. Так, картина/песня/стих/кино/перформанс запускает большой долгий мыслительный личностный процесс. Иногда мы в нём находим себя, а иногда теряем.
Но потеря — это только предисловие к поиску ;)
Итак, какая следующая остановка?
Итак, какая следующая остановка?