Итак, по порядку
Перформанс — это заранее спланированное действие со сценарием и художником (артистом) в главной роли. Марина Абрамович и всё такое. Представление, сценка, зарисовка, пьеска и другие аналоги в русском языке. Перформанс — это реализация замысла художника с участием зрителя. Он придумывает действие и придумывает зрителю роль в этом действии. То есть вы в театре, сидите и смотрите. Если артист задумал для вас действие — вы его выполняете. Потому что он так решил. По задумке той же Марины Абрамович люди могли брать предметы и как-то с ней взаимодействовать.
Подробно про перформансы Марины Абрамович и в целом это явление в искусстве — в статье.
Хэппенинг — это импровизация. У хэппенинга нет сценария, плана, задумки. Ни художник, ни зрители не могут ничего предугадать или предположить, т.к. никто ни о чём заранее не договаривается. Есть художник, есть все остальные. Граница между ними стирается — в хэппенинге каждый присутствующий становится артистом. Обычно это происходит в людных местах и участниками становятся даже случайные прохожие. Артист может продумать или подготовить некоторые элементы, но бОльшая часть представления состоит из импровизации.
Вы могли подумать, что это новое модное заимствование из разряда хайпов и коворкингов, но на самом деле понятие «хэппенинг» впервые было озвучено в конце 50-х.
Ликбез
Отец хэппенинга — художник Аллан Капроу. Его расцвет сил пришёлся на пятидесятые и шестидесятые, и только посмотрите как это отражалось в его живописи:
Золотое время для искусства. Люди только начали выкапываться из консерватизма и каждая сколько-то отличающаяся идея была взрывом мозга. Сейчас нас с вами уже сложно удивить.
Так вот Капроу. У него была своя галерея. Сначала он писал что-то вроде классики, затем появилось на свет его первое дитя — идея стереть границу между обычным миром и миром искусства. Вот он делает очередную выставку и экспонирует совершенно невообразимые работы — крупные мазки, странные образы и всё самое лучшее. Вот пошли коллажи и ассамбляжи — все подручные средства, люди, освещение и музыка служили для создания картин. Важно: люди, именно люди становились частью экспозиции.
«Объекты любого рода являются материалами для нового искусства: краски, стулья, еда, электрический и неоновый свет, дым, вода, старые носки, собака, фильмы и тысяча других вещей…»
Затем Аллан пошёл дальше. Он решил сделать зрителей не просто частью картины. Он предложил им стать творцами.
Так в 1959 году родился хэппенинг. Да не один, а сразу восемнадцать. В шести частях. Это была художественная работа, в которой впервые зрители 1) не знали что происходит 2) сами создавали произведение. Художник разделил галерею на три комнатушки, но построил декорации и перегородки так чтобы зритель мог видеть происходящее во всех комнатах сразу — с помощью зеркал. Звенит звонок, во всех трёх комнатах начинается какое-то действие: в одной музыка, в другой танцы, в третьей пишется картина. Зрители переходят из комнаты в комнату и могут делать что хочется — поучаствовать в джеме, порисовать или выпить с художником, потанцевать.
Мы точно не знаем, что из того что происходило было искусством. И никто точно не знает. В этом вся суть — будучи участником хэппенинга, вы должны (по задумке Аллана Капроу) перестать понимать, где искусство а где просто бытовое действие. Зрители пытались найти скрытый смысл в хэппенинге, но его там не было. Не было посыла, который бы что-то означал (как в перформансе). Не было «месседжа», простигосподи. Смысл был в каждом зрителе-участники и во всём происходящем — ведь это уникальное событие, уникальное проживание драгоценных секунд жизни в экстремально творческой обстановке.
Ещё одна важная особенность хэппенинга: после начала действия нельзя его останавливать или пытаться исправить — в таком случае вы сделаете из него театральщину, а это убивает весь смысл. Нельзя пытаться «изобразить» что-то для публики — оставьте это для перформанса и большой сцены. Хэппенинг — это про жизнь в моменте.
Итого: ничего не понятно, но очень интересно. На русский, кстати, переводится как «происшествие». Звучит уже не так эпично, правда? Мы пришли к выводу, что большинство мероприятий БескультурьЯ — это хэппенинги, потому что построены на импровизации с вовлечением всех присутствующих.
Мы есть искусство, искусство есть мы