Читать
2024-03-26 18:59 Мнения Люди

А это точно искусство?

Зарываясь в искусство и культуру всё глубже, интересующийся непременно встретится со следующим уровнем — контркультурой. На этом этапе и вовсе можно плюнуть и уйти в лес — подальше от цивилизации: традиционного и современного искусства, культуры и контркультуры.
Стойте, шанс разобраться есть. Начните с «Культограма».
  • Аннаит Мосикян — сооснователь и идейный вдохновитель проекта «Культограм», член Евразийского художественного Союза.
  • Полина Касперович — сооснователь и автор проекта «Культограм», культуролог, член Евразийского художественного Союза, сотрудник Донской публичной библиотеки.

НОВАЯ КУЛЬТУРА — СТРАННАЯ?

— «Мы воспитываем в ребёнке умение хорошо считать и писать, но понимать искусство тоже нужно учиться. В школе нам рассказали, что такое античное искусство — это боги, Рим. Всё это знаем. Научили воспринимать культуру средневековья: люди не просто так стали плоскими, рисовать не разучились. Сильно повезло, если рассказали про начало ХХ века. А затем Энди Уорхол и каникулы, до свидания.
Странным всё это кажется от незнания, от неправильных критериев оценки. Если анализировать средневековое искусство по канонам античного, оно покажется непонятным, бездарным, бессмысленным. Искусство всегда отражает то, что бурлит в обществе. Какие есть эстетические и этические нормы, что людей волнует, какие ориентиры доминируют в обществе.
Раньше был экспрессионизм, который реагировал на Вторую Мировую. Сейчас люди смотрят на картины и говорят, что они ужасны. Извините, человек видел войну, смерть. Он сам убивал, и он выразил это на холсте. Это не должно быть красиво или весело, вы не в цирке.»
Для чего нужна контркультура?
В диалоге традиционного и инновационного рождается новая реальность. Лишнее не пройдёт проверку временем, а взаимодействие останется. Контркультура не сможет существовать без традиционной, а традиционная просто замрет без контркультуры. Они необходимы друг другу.
Чему может научить Паланик или Керуак?
— «Красота в глазах смотрящего. Произведения могут вызвать отвращение или протест. А «Комната» Томми Вайсо, возможно, вдохновит человека поступить на факультет философии. Каждого научит своему, зачем спойлеры? Пропускать через себя, видеть и чувствовать.»
Глазами древних
— »Греческая богиня красоты, Афродита, была замужем за Гефестом. Детей у пары не было, но у неё был ребёнок от его брата Ареса — бога войны. Дочь звали Гармонией. У богини красоты и бога войны родилась дочь, плод противоречия. Именно в диалоге прекрасного и ужасного, маргинального и интеллигентного рождается гармония.»
Поэтому появились импрессионисты или дадаисты, которые отрицали эстетику. Начиналось всё с одной личности, которая запускала этот процесс, затем находились единомышленники, и в итоге рождалось что-то новое. Развитие возможно только через другой взгляд. Это может привести к рождению Гармонии, а может — к рождению Деймоса и Фобоса, тоже детей Ареса и Афродиты, которые не про самые лучшие истории.
Иначе – стагнация.
Как отличить хорошее от плохого?
— «Нет хорошего и плохого, есть разные потребности и эти потребности надо удовлетворять. Это закон экономики. Критерии у каждого в своей голове. Для меня, например, так:

➤ Искусство обязано отвечать законам этики и эстетики. По крайней мере что-то одно из этого быть должно. Современное искусство, например, про мысль и философию.

➤ Творчество не должно «говорить в лоб». В лоб — это демонстрация или митинг. Искусство — это поднять какой-то вопрос: словом, изображением, хореографией. Натолкнуть на мысль и заставить задуматься. Поэтому я не люблю Pussy Riot. Это яркое, запоминающееся высказывание, но не искусство.
Но я люблю Марину Абрамович, у которой есть и политические перформансы, но она не стоит и не кричит: «Я хочу сказать вот это». Она заставляет задуматься, какую сторону займешь ты.»
Зачем нужно искусство?
«Искусство — это то, что прошибает потребность человек в прекрасном»:
– «Человек не может без прекрасного. Это такая же потребность, как еда или сон. Первое искусство появилось ещё в позднем палеолите. Одновременно в совершенно разных частях света люди начали охотиться, строить дома и делать искусство. Люди не сговаривались, они не путешествовали, не звонили друг другу по WhatsApp.»
Если все против
— «У меня с самого детства на первом месте в семье стояла карьера. Маленькой я начала ходить на ИЗО, нарисовала несколько картин. И мне, и преподавательнице картины понравились, и она отправила их на конкурс. Я была такая счастливая, что будут занятия 3 раза в неделю по 3 часа. Но папа сказал: «Нет, все художники бедные». И запретил туда ходить. На долгое время мне отшибло всю тягу.

Уже в зрелом возрасте в период поиска себя я думала, чего хочу на самом деле. Снова начала рисовать. Совсем скоро родился наш проект. От чего я счастлива!» — Аннаит
Как прокачать мозг?
Спойлер: 1) развивать насмотренность с малых лет 2) искать соответствующее окружение
— «Понимание культуры надо развивать с самого детства. В анализе очень важна насмотренность, наслушанность, нужно ходить в музеи, театры, показывать мир. Ребёнок может и не запомнит картины или будет скучать в музее, как я в детстве. Но всё откладывается на подкорке.» — Полина
— «У таких детей другое видение, формируются другие нейронные связи. Надо брать классику, какие-то сложные произведения и разбирать. Представь, если ты сложное видишь с самого детства, то в зрелости ты по-другому смотришь на этот мир.» — Аннаит
История из жизни — генезис Культограма
Рассказывает Аннаит Мосикян
— «Я пришла к Полине в гости и подарила ей блокнот. Был период, когда я была в поиске себя. Он совпал с возобновлением общения после долгих лет перерыва. Студенчество прошло, появились дети и работа. И вот мы встретились снова. Я стала рассказывать, как была в Москве, как ходила в музеи. У меня не было возможности погрузиться в это раньше: интересоваться, кто есть кто и как всё выглядит я начала только полтора года назад. Поделилась эмоциями с Полиной, а она в ответ начала мне рассказывать столько всего интересного. И так живо, задорно.
Я возмутилась, сколько таких несчастных, как я, которые интересуются, а с чего начать — не понимают. Например, хочешь узнать о Дали, а времени дефицит, на 10 томов изысканий его точно не хватит, достоверных источников мало. И очень здорово, что есть Полина, которая проделала этот путь с самых пеленок. И сама Полина, и её мама работали в Публичке, с самого детства человек погружён в эту атмосферу. Я такой человек, я говорила об этом с психологом, у меня талант видеть людей. Например, вижу, что человек круто шьёт. Всё, чего ему не хватает — поверить в себя и организовать процесс.

Мы с Полиной объединились, сначала был блог, потом я начала договариваться о мероприятиях. Теперь я очень счастлива, что за чашечкой чая мы придумали проект, в который вкладываем большие надежды. Я благодарю, что такое чудо появилось в моей жизни.

То, что ты созидаешь, что приносит пользу еще кому-то — окрыляет. Бывает, люди на улице благодарят, а ты стоишь и чуть не плачешь. Вот такое маленькое большое дело ❤︎»

Неизбежная преемственность поколений

О чём бы мы ни говорили, на что бы ни смотрели, придём мы к Древней Греции. Как «все дороги ведут в Рим». Так ли сильно мы отличаемся от древних? Разберёмся на паре конкретных примеров.
Комедия
Тогда: Античная комедия — это первая форма организованного юмора. Было принято смеяться над ежесекундным, а шутки были максимально скабрезными и низменными. Греки считали, что если говорить хорошо о человеке, то его можно сглазить, поэтому личность было принято ругать. Причём, чем выше ранг того, над кем шутят, тем злее шутки.
Сейчас: Шоу ЧБД. Комики унижают, высмеивают с самых неприятных сторон известных персон. А те только рады. Это и есть формат античной комедии. Кстати, комиков и в Древней Греции так и называли комиками. Разница лишь в том, что раньше люди ходили в туниках.
Каноны
Тогда: Заказываемые портреты писались по канонам: идеальная фигура, волевой подбородок. Если скульптура делалась «как есть», заказчик обижался. Он хотел видеть идеального себя и запомниться таким потомкам.

Сейчас: Эстетические нормы диктуют свои правила: высокие скулы, пухлые губы. Отличие только в том, что у наших современников есть возможность сделать себя идеальными не только на картинке, но и в жизни.
Что есть человек в контексте
— «Человек — это потенциальная энергия, некий изначальный набор настроек. Потенциальная энергия может превратиться в другую энергию зависимо от того, какие усилия приложены. Главное, чтобы энергия направлялась в созидательное русло.» — Полина
— «Искусство — это последнее, что сможет освоить ИИ, а робот отобрать у человека. Человек — это то, в чём есть искра.» — Аннаит
Примечание редактора: искусство — это про созидание так или иначе. Даже если транслируем образ разрушительный — как в контркультуре часто бывает, он кем-то создаётся. Не забывайте об этом, когда пытаетесь понять чьё-то искусство.
Подписаться и следить за «Культограмом» можно в ВКонтакте и по этой ссылке.