Небольшой ликбез в историю явления.
К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, телохудожника и отношения художника и зрителя. В этом заключается главное отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется объектом, который мы видим перед собой. Искусство перформанса зародилось на основе ритуальных и религиозно-мистических обрядов.
История
Впервые перформансом было названо произведение Джона Кейджа в 1952 году «4′33″». Это трёхчастное музыкальное произведение, но по задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. Во время исполнения композиции участники ансамбля не извлекают звуков из своих музыкальных инструментов.
В 1964 году Йоко Оно стала одной из первых, кто начал включать в свои акции зрителя. В ходе перформанса «Отрежь кусок» художница сидела на коленях в своем прекрасном платье, положив перед собой ножницы. Зрителям предлагалось подняться к ней на сцену и отрезать по кусочку ее одежды. Некоторые подходили и отрезали небольшие фрагменты юбки или блузки, другие же дерзко и нагло резать бретельки бюстгальтера и срезали куски одежды. В установленной коммуникации зритель вторгался в личное пространство исполнителя, в то время как художница символически приносила собственное тело в добровольную жертву.
В 1970-х Марина Абрамович показала нам настоящую глубину перфоманса — её работы до сих пор вызывают самые неоднозначные чувства. Вот некоторые из них:
Современный перформанс
Авраам Пуанчеваль — французский художник-акционист — в 2014 прожил в туше медведя в течение двух недель. У него было некоторое количество еды и воды, свет, подушка, книги, чайник и туалет, он спал в остатках медвежьего желудка в музее. Фанаты таких представлений могли следить за всем действием онлайн. В 2017 он три недели высиживал яйцо. Художник хотел узнать, что чувствуют наседки.
Так всё-таки зачем?
В нашем излишне претенциозном мире перформанс остаётся одной из немногих вещей, которые способны вытащить человека из цифровой реальности, помочь ему снова погрузиться в искусство и даже стать его неотъемлемой частью. Касаясь друг друга, изрезая на куски, опрокидывая краску, зритель и артист становятся одним целым. Они соединены нитью, которая будоражит их ментальное состояние, и вводит в эстетический экстаз.
Кроме того, перформансы всегда были способом создать общественный резонанс и обратить внимание на какую-то проблему. Работы Марины Абрамович называли «социальными экспериментами» и «акциями». Многие другие художники часто исполняли перформанс в поддержку или защиту чего-то, что для них было важно. Поскольку зрителю даётся возможность поучаствовать в создании живой картины, перед нами большая возможность узнать много нового о себе и об обществе в целом. Не всегда мы узнаём что-то приятное — Марину Абрамович в итоге чуть не убили, а Йоко Оно бесстыдно раздели практически догола (и это в те года!).
Перформанс нельзя купить и повесить дома на стену. Но его совершенно точно можно прожить. Мы пока не встретили живьём чего-то впечатляющего, но будем с интересом следить за этим жанром.
К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, телохудожника и отношения художника и зрителя. В этом заключается главное отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется объектом, который мы видим перед собой. Искусство перформанса зародилось на основе ритуальных и религиозно-мистических обрядов.
История
Впервые перформансом было названо произведение Джона Кейджа в 1952 году «4′33″». Это трёхчастное музыкальное произведение, но по задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. Во время исполнения композиции участники ансамбля не извлекают звуков из своих музыкальных инструментов.
В 1964 году Йоко Оно стала одной из первых, кто начал включать в свои акции зрителя. В ходе перформанса «Отрежь кусок» художница сидела на коленях в своем прекрасном платье, положив перед собой ножницы. Зрителям предлагалось подняться к ней на сцену и отрезать по кусочку ее одежды. Некоторые подходили и отрезали небольшие фрагменты юбки или блузки, другие же дерзко и нагло резать бретельки бюстгальтера и срезали куски одежды. В установленной коммуникации зритель вторгался в личное пространство исполнителя, в то время как художница символически приносила собственное тело в добровольную жертву.
В 1970-х Марина Абрамович показала нам настоящую глубину перфоманса — её работы до сих пор вызывают самые неоднозначные чувства. Вот некоторые из них:
- «Ритм 0», 1974. Самый громкий перфоманс Марины. Она разместила на столе 72 предмета, среди которых — нож, хлыст, ножницы и пистолет с патроном. Художница разрешила посетителям манипулировать ее телом в течение шести часов. Сначала люди вели себя осторожно, но затем почувствовали свою безнаказанность.
- «Смерть себя», 1977. Участие в этом перформансе принимал её тогдашний возлюбленный – художник Улай. Их поцелуй длился семнадцать минут, всё это время они дышали только друг другом. Под конец их легкие были переполнены углекислым газом и они оба потеряли сознание. Вот она, прекрасная и удушающая любовь.
- «ААА-ААА», 1978. Марина и Улай на протяжении часа кричали друг на друга, пока не потеряли голос. Суть была в том, чтобы извлечь максимально громкий звук, перекричать «собеседника».
Современный перформанс
Авраам Пуанчеваль — французский художник-акционист — в 2014 прожил в туше медведя в течение двух недель. У него было некоторое количество еды и воды, свет, подушка, книги, чайник и туалет, он спал в остатках медвежьего желудка в музее. Фанаты таких представлений могли следить за всем действием онлайн. В 2017 он три недели высиживал яйцо. Художник хотел узнать, что чувствуют наседки.
Так всё-таки зачем?
В нашем излишне претенциозном мире перформанс остаётся одной из немногих вещей, которые способны вытащить человека из цифровой реальности, помочь ему снова погрузиться в искусство и даже стать его неотъемлемой частью. Касаясь друг друга, изрезая на куски, опрокидывая краску, зритель и артист становятся одним целым. Они соединены нитью, которая будоражит их ментальное состояние, и вводит в эстетический экстаз.
Кроме того, перформансы всегда были способом создать общественный резонанс и обратить внимание на какую-то проблему. Работы Марины Абрамович называли «социальными экспериментами» и «акциями». Многие другие художники часто исполняли перформанс в поддержку или защиту чего-то, что для них было важно. Поскольку зрителю даётся возможность поучаствовать в создании живой картины, перед нами большая возможность узнать много нового о себе и об обществе в целом. Не всегда мы узнаём что-то приятное — Марину Абрамович в итоге чуть не убили, а Йоко Оно бесстыдно раздели практически догола (и это в те года!).
Перформанс нельзя купить и повесить дома на стену. Но его совершенно точно можно прожить. Мы пока не встретили живьём чего-то впечатляющего, но будем с интересом следить за этим жанром.