Читать
Работы Мнения Ликбез

Цифровая ценность. NFT-искусство

NFT — уникальный медиа-объект. Первый его владелец — тот, кто его создал. Дальше его можно продать вместе с правом на распространение за криптовалюту (медиа-деньги, ага), и объект встроится в блокчейн. Большинство похоронили эту историю для себя, так как не смогли разобраться в сфере; до сих пор есть люди, которые остаются в сторонке и даже не хотят приступать к изучению таких неоднозначных вещей. Но. Есть художники, которые успешно ведут деятельность на рынке NFT!
Есть такие и среди наших знакомых. В этой статье — интервью наши совместные рассуждения с Анастасией Градинар.
«Простыми словами NFT — это когда ваше искусство: творчество, фотографии, видео, музыку, всё что угодно покупают за любую виртуальную валюту, (тот же биткоин в пример) а потом вы выводите эти деньги на свой счет через биржу. Вы больше не являетесь владельцем этой картины и не можете выкладывать её в открытый доступ» — говорит Анастасия.
И правда, зачем все усложнять? Виртуальные вещи за виртуальные деньги. Немного напоминает механику какой-нибудь игры вроде «Sims». Так почему эта тема так резко выстрелила в начале 2020 года, но уже спустя пару лет снова начала умирать? Давайте разбираться.
Digital-art от Градинар
Как всё начиналось, как всё было впервые и вновь
Многие известные зарубежные звезды начали покупать себе «перспективных» обезьянок (именно обезьянки были популярны, когда только начался весь NFT-движ) за очень дорого, и все ринулись туда с намерением заработать. Сами же творцы (авторы NFT-объектов) стали занижать цены, чтобы хоть как-то выделиться. Из-за этого рынок стал слишком изобильным и, к сожалению, очень дешевым. Как это водится в лучших сценариях: появилось что-то 1) новое, 2) лёгкое в производстве, 3) дорогое; все резко решили на этом нажиться и создали дикий профицит. В итоге нажились нормально только те, кто там был самый первый.
Что теперь?
Нельзя сказать, что рынок NFT умер. Скорее он впал в летаргический сон — некоторые жизненные процессы сохранились, но не от всего сердца. Сейчас покупают и за дорого, и даже за очень дорого; но редко и не у всех. Чтобы у творца всё получилось, ему надо добыть себе имя и «статус» в NFT-пространстве; познакомиться с нужными людьми и заработать определённую репутацию. Не то чтобы в реальности всё было с этим легко — даже если ты пишешь потрясающие картины на физических холстах, они ничего не будут стоить если о них никто не знает и ты не дружишь с Х и Y.
Какая-то часть общества, которая отвечает за наше будущее и технологии в нём, постепенно переносит существенную часть своей жизни в мета-пространство. Сначала это криптовалюта, теперь это криптоискусство. Что дальше? Криптомода?
Ок, но что тогда мешает развивать? Здесь есть две стороны вопроса:
  1. Это сложно. Сложная механика, криптовалюта (которой не получится пользоваться если не разбираешься как она работает). Мало что зависит от твоих действий поначалу, твой бог — святой рандом. Выстрелит, заметят — хорошо. Не выстрелит — придётся приложить очень много усилий.
  2. Если ты создаёшь NFT-картину и продаёшь её, ты расстаёшься и со своим именем на ней. Она переходит полностью во владение другого человека как кусок какой-то ценности, и твоё авторство уходит в тень. Можно сравнить это с художниками из парков, которые пишут портретики или пейзажики.
«Я заходила (на NFT — порталы) где-то в феврале 2022 года, но был провал, я не знала как правильно продвигаться. Русских художников было мало, и не было понятно вообще что там делать. Позже вошла в NFT в августе 2022 года. Первая продажа случилась спустя недели 2 ведения».
Такой опыт был у Градинар. Для того чтобы вас знали как NFT-художника, нужно создать ценность своего авторства и продавать её, а не картинки как таковые. Или словить удачу :)
Digital-art от Градинар
Сейчас, пока физическая реальность достаточно уверенно держит позиции, диджитал-деятельность — это всегда риск. Но от неё не убежать. Да, сложно набрать первичную аудиторию. Да, сложно налаживать связи. А куда без них? Зато когда видишь первые результаты — вдохновение резко возрастает. Но такой риск не для всех, учитывая что многие художники сталкиваются с трудностями даже в мире физических продаж физических картин. NFT-искусство актуально, конечно, но подойдёт далеко не всем. Рынок растёт, находится всё больше ценителей и людей, готовых купить нечто несуществующее за несуществующие деньги.
Но этот рынок живёт волнами от летаргического сна к пробуждению и обратно. Не все будут готовы маневрировать на этих волнах. Про этическую сторону вопроса думайте сами ;)
Мы в галерее «БескультурьЯ» любим все новое, но касаемо продажи искусства придерживаемся классики — картины и мерч. Все, что можно потрогать своими руками и понять, что ты единственный владелец этой вещицы. Выставки и мероприятия в реальности — чтобы творцы и ценители встретились лицом к лицу. Не в метавселенной.
Made on
Tilda