Есть популярное заблуждение, что БескультурьЯ — бескультурье. Это не так. Но откуда Бес?
Именно бесовская натура требует хлеба и зрелищ. Искусство — это от лукавого. Мы им одержимы. Мы торчим от обнажения драгоценной породы души человека, нам каждый чувственный мазок — глоток свежего воздуха в царстве пыльной унылой будничности. Всё очень просто, и не говорите что у вас не так. Это когда ком в горле стоит и перехватывает дыхание. Смотришь на что-то/кого-то и… восторг, ужас, глубоко сочувствие, смешанные эмоции. Вот это вот маркер искусства, понимаете? Это может быть Ботичелли для вас, а может быть граффити на стене. А может ни то ни другое, может быть вы любите фотографии неба. Никто не расскажет вам, что такое искусство и где его искать. Только ваш внутренний демон.
Прислушайтесь к нему хотя бы разочек. Он отвечает за дьявольское наслаждение, бешеную ярость и чертовски будоражащие переживания — то есть, вы уже слышали его голос. Бес — это та самая субличность, которая курирует наши искушения, желания, вожделения, восторги и ненависти. Мы знаем, он есть в каждом. Кто-то назовёт его Дионисом-Бахусом и поднимет тост, кто-то крикнет «Сгинь, Сатана-искуситель!», кто-то воздвигнет храм рукотворный и станет молиться, кто-то отдаст его на терапию и попытается перевоспитать. Всё это — позиции отстранения, отделения. Открещивания, если хотите, от своего чувственного Я. Так тоже можно, но опыт показывает что это приводит к весьма унылым последствиям.
Вы скажете: «но ведь люди писали Богов, и это было искусство! То что сейчас представляет из себя живопись — лютый мрак, и «бес» только усугубляет ситуацию.» А я скажу: Бес был рождён ангелом. Если угодно, его текущее положение — карьерный рост. Или не рост. А что, разве в искусстве не так? Времена меняются, меняется контекст.
Потратьте полчаса времени и почитайте, как жилось художникам триста, пятьсот, семьсот лет назад. Что они делали, на каком счету были у общества и как жили. Спойлер: это были наглухо отбитые люди, чей внутренний бес не знал куда ему деваться и потому держал их часами в мастерской. Пытался, понимаете, выползти наконец из эфемерного пространства и поселиться на холсте. И у него получалось. Про некоторых открыто говорили, что они одержимы. Про других почему-то было слышно «он одарён самим Богом», но это другая история.
На этом моменте предлагаю на секунду задуматься: Михаил Врубель был сумасшедшим. Резал своё тело, вёл себя крайне асоциально. Страдал от нейросифилиса (как и Ван Гог, например). Он говорил своей жене, что ощущал «натиск восторга». То самое чувство, которое мы описываем — его ни с чем особо не спутаешь. Когда у вас такое при взгляде на картину — значит ваш натиск восторга совпал с натиском восторга художника. Вот что важно.
Я не пытаюсь тут сказать, что уникальность и способность к искусству зависит от психических расстройств. Я говорю: нужно понимать, что искусство не случается на ровном месте. И никогда не случалось.
Всё понятно, но причём тут культура?
Здесь мы переходим к интересному. БескультурьЯ — это не просто картинная галерея и информационный портал. Это стиль жизни. Между прочим, могла бы быть религия, но мы слишком благоразумны. И в этом стиле жизни мы только предлагаем помириться со своим бесом. Не можешь изгнать внутреннего демона — накорми. Дай ему пищу-усладу для глаз, дай ему чувства, дай ему жить.
В наше время многое ценное — чувства, интуиция, стремления души — уступило место рациональному подходу, карьере, осознанности и прочему. Нет, это совсем не плохо. Но мы в галерее БескультурьЯ не согласны просто так расстаться с химией, которая вызывает в нас «ах!» Ведь именно чувственные переживания двигают в итоге прогресс. Простые эмоции способны изменить человека до неузнаваемости. Именно в чувствах мы находим себя — разных, непохожих друг на друга, но настоящих. Мы хорошо осознаём роль эмоций и искусства (как средства их выражения) в движении человеческого прогресса и в нашем развитии как вида. И именно поэтому делаем то что делаем.
А если мне не нравится Врубель?
…подставьте имя известного художника, которое будет релевантно для вас. Если не нравится Врубель — не смотрите. Если вы художник и вам не нравится Врубель — не пишите как он и не равняйтесь. Вы никому ничего не должны. Соберите свою волю в кулак и позвольте себе на минуточку просто чувствовать. Ищите того, кто зацепит именно вас.
И потому — смотрите на то что нравится. Слушайте то что хочется. Трогайте то что приятно. Искусство прелестно тем, что вы буквально пальцами можете влезть в душу человека и посмотреть на неё со всех сторон. Если нравится — можете забрать кусочек этой души с собой и повесить на стенку. Если бесит — можете забрать кусочек и сжечь. Буквально. Ничто в мире не больше не даёт такой возможности повзаимодействовать с человеческим нутром.