Читать
События Работы Истории

Импрессионизм, бодипозитив и осознанность

Мы шли на обзорную экскурсия работ знаковых художников этого направления. И наверное никогда так не ошибались — было намного более интересно и познавательно. Это новый взгляд на искусство и на прошлое, которое предсказало будущее. Читала лекцию Татьяна Сухорукова — искусствовед, доцент кафедры истории искусств ЮФУ, член Союза художников России и ассоциации художественных критиков ЮНЕСКО.
Погружение в мир импрессионистов
Для понимания, почему импрессионизм случился именно в Париже нужно знать, что было тогда в Париже. 200 лет назад столица Франции была совсем непригодна для комфортной жизни. Это был город с маленькими улочками и нечистотами прямо на улице. Но Осман, градостроитель, которому дали полную свободу перекроил город и сделал его таким, каким мы его знаем сейчас. Шумный, многолюдный, сероватый, но очень оживленный. Такой город сразу оброс толпами гуляющих людей. И художниками, которые были отели запечатлеть новые реалии.
Они любили простых людей
Кто бы мог подумать, что современные повесточки зародились очень давно. Импрессионисты обратили свой взор в сторону простых людей и начали их изображать. Для их современников это было мягко говоря не комильфо. Тогда изображали либо богинь, либо исторические события. Другого не дано. Ну а вот Мане на это как-то все равно было. Он пишет картину «Лола из Валенсии». Обычная цыганка-актриса, с полными икрами, густыми бровями, варварской красотой (как тогда говорили). Ни тебе изящных линий, ни тебе аристократичности.
1200px-Edouard_Manet_044.jpg
Эдуард Мане «Лола из Валенсии».
Хуже в обществе приняли картины «Завтрак на траве» и «Олимпия». Там вообще женщины обнаженные и они отнюдь не богини. Они со складочками на животе, короткими ногами, уверенным взглядом и своим характером. Реальные люди тогда были не в почете. Я хочу сказать, всем же и так понятно как они выглядят, зачем их писать. А вот боги и цари...
Эдуард Мане «Завтрак на траве»
Édouard_Manet_-_Le_Déjeuner_sur_l'herbe.jpg
Эдуард Мане «Олимпия»
Они были в моменте
Главной фишкой импрессионистов стал выход на плэнеры. Они хотели поймать миг, когда солнце только-только тянет свои лучи к мокрой от россы земле. Клод Моне это делал с особым фанатизмом. Он Писал Руанский собор каждые 15 минут с первых лучей до почти сумрака. И каждая картина получалась абсолютно разная. Чувствуете, попахивает «я в моменте, живите здесь и сейчас, кайфуйте, жизнь одна»?
rouen-cathedral-monet.jpg
Клод Моне «Руанский собор»
Конечно тогда писали не только свет, но и разные мероприятия. Разные посиделки друзей, больших компаний, супружеских пар и много чего еще. Казалось бы обычные вещи, но картина могла запечатлеть миг. Миг, из большого количества которых складывается наша с вами жизнь. То, для чего у нас сейчас есть фотоаппараты и айфоны.
Даже не будучи фотографом, человек желает запомнить, заснять что-то из своей жизни. Чашка кофе утром или котик — мы просто ловим это на камеру и всё. Фотопозитив — фотографируй то что нравится, а не то что положено. Вот и импрессионисты так же.
459247@2x.jpg
Камиль Писсаро. «Бульвар Монмартр»
Гении на то и гении, что они задали тенденции, которые впоследствии раскрылись в современности. Конечно, бодипозитив случился не от того, что Мане написал обычную женщину и выставил это в галерее. Здесь всё немного глубже: он обратил внимание своих современников на простую жизнь, быт, прогулки, разговоры с подругами и многое другое. Он посадил зерно в умы людей и вот со временем оно выросло. У нас появились новые ценности и ориентиры. Как далеки от нас их нравы и понятия, так и очевидны пересечения между поколениями. Это интересно.
Такие параллели мы узнали благодаря лекции Татьяны Сухоруковой в лектории «Маяк». Будет ещё, следите за анонсами!
Made on
Tilda