В недрах круглосуточной жизни Нью-Йорка обитает наша художница Рита Сэйлор. Она стремится запечатлеть всё, что приносит ей неимоверное удовольствие. Часто это совпадает с коммерческими заказами. Один из таких приятных моментов — посещение бурлеск-шоу в роли репортажного фотографа. Страница Риты забита кадрами самых откровенных и захватывающих представлений. Но что такое сам по себе феномен бурлеска: настоящее искусство, или разврат обернутый в красивую упаковку?
Бурлеск остается непонятен многим до сих пор. Что это? Перформанс, танцевальное шоу близкое к кабаре или варьете, или же простой стриптиз? Чтобы разобраться в этом, наш редактор решил погрузиться в историю с головой.
История понятия и первый бурлеск
Понятие бурлеск происходит от итальянского слова burla, что означает «шутка». Это значение совсем не вяжется с представлением современного человека о бурлеске. Но это действительно так, ведь изначально этот вид шоу представлял из себя комедийные пародии на произведения известных авторов. Еще в античности театры брали за основу отрывки поэмы или пьесы (по типу Илиады Гомера), и высмеивали их содержание. Актеры превращали изначальную драму в комедию.
Проходит много столетий. Мы оказываемся в Англии пятнадцатого-восемнадцатого века. Чопорность, высокая мораль, сексуальные ограничения и строгие правила. Несмотря на все это, именно тогда в Европе появляются зачатки бурлеска. Но это только зачатки, поэтому перенесемся на несколько веков вперед.
Девятнадцатый век. Начинается полное переосмысление классических произведений в театрах. Все превращается в большую сатиру и сюр. Яркие костюмы и гиперболизация становятся важными составляющими шоу. Если нам показана проститутка, то максимально вульгарная: красная помада, мушки, грудь навыкат и обнаженные ноги. У актрис того времени были идеалы красоты: если изначально ценились дамы с классическими формами и благородными округлостями, то после в моду вошла худоба и бледность. Некоторые артистки даже пили уксус, чтобы достичь белизны своей кожи. У мужчин все было намного проще во внешности и образах. Если богач, то обязательно в наглаженном фраке, с золотыми часами и с сигарой в зубах; если алкаш, то самый пошлый, вонючий и дерзкий.
Одной из главных «зажигалок» Европы становится Луиза Вебер, более известная под псевдонимом Ла Гулю. Луиза работала продавщицей цветов в парижских пассажах, выступала танцовщицей в небольших танцевальных залах парижских пригородов, а затем выступaла в цирке. В конце девятнадцатого века ее пригласили танцевать в только-только открывшийся «Мулен-руж» (вспоминаем знаменитый фильм с Николь Кидман). Именно Луиза придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, она отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с ошеломительным криком падала на шпагат. От канкана Луизы ходуном ходили сцена и зрительный зал, публика сходила с ума. Она стала синонимом «Мулен-руж» и ей присвоили имя королевы Монмартра.
Бурлеск набирает популярность и «едет» в Америку! Начинается разделение на классический английский бурлеск и на американский. В чем же были различия?
Классический и американский бурлеск
В Америке представления стали напоминать мюзиклы. Даже были относительно пристойные костюмы. На волне успеха постановщики стали писать специальные произведения — эпатажные комедии. Популярность набирала обороты за счет того, что в бурлеске герои вели себя, как настоящие (реальные) люди. Упор шёл на базовые потребности человека. Простой и честный рассказ о человеке из среднего или низшего класса, а не о доблестных и благородных героях. Так же именно американский бурлеск ввёл моду на распитие алкоголя во время выступлений. Если изначально это были короткие номера, то после это стали длительные шоу, которые могли начаться в восемь вечера и закончится в четыре утра. Естественно, людям нужно заниматься чем-то еще, помимо того как глазеть на актеров. Так что алкоголь был хорошим сопровождением для зрителей. Под кабаре, бурлеск и т.д. начинают строить специальные театры.
В начале двадцатого века тоже были свои знаменитые танцовщицы. Например Салли Рэнд, (она же Хелен Гоулд Бек). Изначально она была актрисой, но позже переключались в сферу эротических танцев и кабаре. Одним из самых знаменитых её выступлений стало стрип-шоу на всемирной выставке в Чикаго в 1933 году. «Энциклопедия Чикаго» об этом написала: «Рэнд — талантливая актриса, обладающая хорошим чувством юмора, вкладывала в свой номер больше смысла, чем готов был уловить средний зритель». Шоу задумывалось как сатира на богатых дам из высшего общества Чикаго, тратящих огромные суммы на наряды во время великой депрессии. Однажды во время проведения выставки Рэнд была арестована четыре раза за один день: за «неприличные танцы с веерами»; за то, что голая скакала на белой лошади по улицам Чикаго и т.д.
После долгого затишья в сороковых годах (по понятным причинам), наступают горячие шестидесятые годы двадцатого века. Рождение и расцвет эпохи стриптиза. Сексуальная революция внесла свои изменения в общество и моральные устои людей. Наконец-то о сексе стали говорить вслух. Раскрепощенность, беспорядочные половые связи и постепенное падение института семьи — самые яркие проявления шестидесятых. Одним из символов сексуальной революции стало открытие огромного количества стрип-клубов. Тогда набор стриптизерш был даже гораздо строже, чем в наше время. Они учились сценическому искусству, танцам, и многому другому. Сегодняшний стриптиз, к сожалению, бесконечно далек от роскоши «Мулен-Руж».
Новая эра бурлеска и Дита фон Тиз
И вот наступает новая эра. Девяностые. НЕО-бурлеск, который мы наблюдаем до сих пор. Возродился он благодаря усилиям Дикси Эванс, основавшей на своём ранчо в Неваде музей бурлеска «Exotic World». Для сбора средств на нужды музея был организован ежегодный конкурс «Miss Exotic World Pageant», который превратился в самый престижный бурлеск-фестиваль в мире. В 2006 году музей переехал в Лас-Вегас и стал называться «Burlesque Hall of Fame», а вместе с ним и фестиваль, собирающий сейчас тысячи зрителей «Burlesque Hall of Fame Weekend».
Наверное, можно смело заявить, что мы бы мало что знали о бурлеске девяностых, если бы не великолепная артистка Дита фон Тиз. Изначально Хизер Рене Свит (настоящее имя) хотела быть балериной, но мечта так и не сбылась. В девятнадцать лет Хизер начала подрабатывать танцовщицей в стрип-клубах. В девяностом году она устроилась на работу в «Captain Cream», где и зародился ее винтажный образ. Через год работы, она наконец-то придумала себе псевдоним. «Дита» — в честь кинозвезды 20-х годов Диты Парло. В девяносто девятом году журнал «Playboy» для публикации фотографий танцовщицы запросил у её полное имя. Она открыла телефонную книгу и выбрала случайную фамилию «фон Триз», но редакторы допустили опечатку и журнал вышел с подписью Dita von Teese (иронично, учитывая, что слово созвучно с английским «tease» — дразнить). Дита начала выступать с бурлескными номерами с 1992 года в группе танцовщиц, которые являлись инициаторами возрождения жанра бурлеск.
По словам Диты, она «возвращает игривость стриптизу», обогащая свои выступления оригинальным реквизитом и персонажами. Она вдохновляется мюзиклами и кино 1930 и 1940-х годов. Самые знаменитые номера Диты включают в себя карусель с лошадьми, огромную компактную пудру, будуар в китайском стиле, ванную и знаменитый бокал мартини. Известный многим танец с веерами, на создание которого Диту вдохновила танцовщица Салли Рэнд (о которой мы писали выше), она исполняет с самыми большими в мире веерами из перьев, на которые теперь можно взглянуть в Музее секса (да, такой есть) в Голливуде. Она певица, актриса, танцовщица и писательница — отличный пример того, что бурлеск-артистки не просто «голые пляшущие девки».
Возвращаясь в наше время: каждый из нас сам делает выбор между понятиями. Бурлеск — это разврат или же это настоящее искусство, требующее к себе внимания и уважения?
БескультурьЯ и Рита Сэйлор сделали свой выбор ;) Помним, что искусство — это талант+мастерство+чувства. В бурлеске всё это есть.