Уличная фотография – всегда на улице и всегда спонтанная. Остальное на усмотрение автора. В объективе уличного фотографа живет город. В городе живут люди. Нет ничего более искреннего и настоящего, чем сама жизнь. Поэтому уличная фотография – жанр крайне эмоциональный.
Это искусство, которое врезается в память и остается там навсегда. Не верите? Посмотрите на эту фотографию. Уверены, вы ее помните.
Таймс-Cквер. Люди празднуют конец Второй мировой войны. И тут вдруг моряк и медсестра сливаются в поцелуе, оказавшись под прицелом фотографа. Момент чьей-то жизни, который остался в памяти у миллионов людей.
Сказ о родоначальниках уличной фотографии
В начале 19 века (давно это было) фотоаппараты были громоздкие. Камера-обскура, прапрадед нынешних соников, в сущности представляла из себя ящик. А чтобы сделать фото, нужно было немало времени. В 1826 году французский изобретатель Ньепс сделал первый фотографический снимок своего вида из окна. И экспозиция длилась около восьми (!) часов.
Эжен Атже, который сохранил старый Париж
Но прогресс шел вперед. И под конец века фотоаппараты, хотя и не сильно уменьшились, но уже могли снимать быстрее. И особенно смелые люди потащили эти ящики на улицы.
Представьте: фотограф с тяжелой камерой, штативом и черным покрывалом в руках бродит по улочкам Парижа в поиске интересного. Может показаться, что, если таскать с собой все эти вещи, то желание творить отобьет. Как бы не так. Эжен Атже (1857-1927), один из первых уличных фотографов, который начал снимать в конце 1880-х, сделал в этот период более 10 000 снимков.
В молодости, отказавшись от обучения в университете, он успел поработать и моряком, и скитающимся актером. А затем его потянуло изображать. Начал с живописи, но быстро переключился на фотографию. Эжен начал исследовать жизнь Парижа.
Это была «Прекрасная эпоха». Во Франции прогресс шел вперед: создавались автомобили, все больше развивался кинематограф. Париж ежедневно менялся. Он фотографировал здания, их сносили. Но на снимках Атже они сохранялись.
«Это художественная документация красивой гражданской архитектуры от 16-го до 19-го веков: старые отели, исторические и любопытные дома, красивые фасады, красивые двери «…». Этот огромный художественный и документальный сборник завершён. Я могу искренне сказать, что владею всем Старым Парижем».
Атже называл свои фотографии «документами для художников», с которых они могли бы писать картины. Но его работы вовсе не были черновым листом. Они сами являлись искусством – просто новым, непривычным. Как любят говорить о великих деятелях, он обогнал свое время. Художественную ценность его работ признал весь мир, но уже после смерти автора (как это часто водится). Во многом благодаря сюрреалистам, которые ценили его работы. И одну из самых известных фотографий Атже «Затмение» они выкупили для обложки своего журнала.
Атже снимал не только сам Париж, но и его жизнь в разных проявлениях: бродяг, уличных музыкантов, простых рабочих. Он гулял по улицам и фотографировал «все подряд», с одной стороны. С другой стороны, выстраивал композицию, свет так, что получалось произведение искусства. В этом был баланс между документальным и художественным. Он не просто показывал, но и создавал настроение. Его фотографии – это что-то на грани мечты и на грани реальности одновременно, за что его и любили сюрреалисты. Люди-призраки, тишина и молчание – такая обстановка царит на снимках Атже, которые были сняты на вполне оживлённой улице. Для современного человека это возможность почувствовать флёр призрачной старой Франции через атмосферу чёрно-белой плёнки.
Якоб Риис – репортер из трущоб
Тем временем некий молодой человек фотографировал американские трущобы. Это был Якоб Риис (1849-1914). Датчанин, который переехал в США в поиске лучшей жизни и стал востребованным фотографом и одним из первопроходцев в жанре уличной фотографии.
В 24 он устраивается корреспондентом в газету «New York Evening Sun». И тут с отдела криминальной хроники начинается его путь в мире нью-йоркской журналистики. После Гражданской войны США заполонило большое количество мигрантов. Они ехали сюда за богатством и сытостью, но попадали в бедные районы, из которых почти невозможно было выбраться. По долгу службы Риис много общался с людьми из таких трущоб. И захотел рассказать об их жизни; показать, как живут улицы в бедных районах.
Малолетние бандиты, полуразрушенные дома и спящие рядом с ними люди. Фотоработы Рииса — это драматичные сюжеты. Он показывал те неприглядные, портящие статус Нью-Йорка вещи, о которых не принято было говорить. Фотограф чувствовал город и умел сделать акцент на том, что вызовет эмоции. Поэтому на его фотографии невозможно смотреть спокойно. Риис умел сочувствовать обездоленным и видеть мир через объектив фотоаппарата — по этой причине картина бедных районов того времени сформирована именно им.
Примерно так зарождалась уличная фотография в конце 19 века. А теперь двигаемся дальше.
Титаны уличной фотографии: кто формировал жанр
Как Анри Картье-Брессон искал решающий момент
Анри Брессона (1908-2004) называют отцом фоторепортажей. Но обратим внимание: он только родился в то время, когда и Атже и Риис уже поселили улицы в свои объективы.
Кстати, Эжен Атже был кумиром Брессона. У обоих живопись стала мостиком к фотографии. Анри с детства обожал рисование и получил образование в ателье художника Андре Лота. А потом он увидел фотографию «Либерия», на которой три чернокожих подростка весело бросаются в озеро. И воскликнул «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!», купил свою первую камеру и отправился на улицы.
«Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент. Сверх того, я страстно желал ухватить суть всего и сразу в одной-единственной фотографии или в контексте одной-единственной ситуации, готовой развернуться на моих глазах.»
Постепенно его увлекла репортажная съемка. Он пытался поймать «самую суть», «заставить предмет изображения излучать внутренний свет», сводил вместе разбросанные элементы. Брессон ввел понятие «решающий момент» в одноименном эссе. Для фотографа то, что происходит, происходит навсегда. И важно не упустить момент, успеть его запечатлеть. А для этого нужна интуиция и умение чувствовать обстановку.
Брессон умел изобразить факты глазами собственных эмоциональных впечатлений. Это не просто фотографии, а рассказ, художественное произведение. Не просто снимок, а идея, облаченная в композицию, свет, образы.
Сол Лейтер – первый в цветной фотографии
«У меня нет философии. У меня есть камера»
Первую камеру Солу Лейтеру (1923-2013) подарили в 12 лет, но он по традиции начал с живописи. В 23 года он бросил теологическую школу и переехал строить карьеру художника в Нью-Йорк. Большое влияние на него оказал живописец Пьер Боннар. Он смотрел на городской пейзаж сквозь линзу неоимпрессионизма, используя мягкий фокус и мерцание света в фотографиях.
Живопись из его жизни никуда не ушла, Сол сохранил привычку рисовать ежедневно. Лейтер первый из стрит-фотографов начал экспериментировать с цветной фотографией. Было это уже под конец сороковых годов прошлого века. Фотограф играл с композицией, переключал фокус с переднего плана на задний, экспериментировал с тенями и светом. Любил показывать мир через отражение в зеркалах и витринах.
Фотографирование – это поиск. Сол искал и находил обыденные вещи, в которых на самом деле заключалась красота. Он вылавливал то интересное и эмоциональное, что случается в повседневности. И больше стремился показывать счастье, чем страдания. Ведь, вопреки мнению, распространенном среди фотографов-современников Лейтера, в нем не меньше глубины.
«Иногда подарок фотографа зрителю — это красота в обыденности, которую упускают из виду»
Алекс Уэбб, который исследует город
Алекс Уэбб (р. 1952) изучал фотографию в Центре изобразительных искусств Карпентера. Читал «Решающий момент» Брессона, но решил делать по-своему. Принцип работы у него такой: берешь фотоаппарат, выходишь на улицу и начинаешь исследование.
«Когда я выхожу снимать, я понятия не имею, что увижу. Я просто «визуально» откликаюсь на город. По мере того, как у меня накапливаются фотоснимки, что-то начинает медленно проясняться.»
Фотографировал жизнь в Южной Америке, Мексике, странах Карибского бассейна. Там же зародилась его тяга к жгучему свету и интенсивному цвету.
В конце 60-х он снимал на пленочную «Лейку», но спустя 35 лет выпуск пленки прекратился. И скрепя сердце он перешел на цифровую камеру. Фотоаппарат для него – продолжение глаза, поэтому всякие технические навороты его не интересуют.
Поймать ускользающий момент
Человек, который «не в теме», может подумать, что нет ничего проще, чем просто пощелкать улицу. Не нужно ведь продумывать концепцию и образы, как перед постановочной фотосессией. Но поймать «решающий момент», по Брессону, – это талант.
Как говорил уже всем нам знакомый Алекс Уэбб, уличная фотография – это на 99,9% провал. Моменты стремительно ускользают и успеть поймать их, запечатлеть нечто стоящее – настоящее мастерство. Стрит-фото – это не просто изображения улицы. Это идеи, концепции, философия. Между миром документального и миром искусства. Интересные работы балансируют.
Современная стрит-фотография – by Rita Sailor
Яркий, разный Нью-Йорк и немножко колбасный Стамбул в объективе художницы и фотографа Риты Сейлор. «Бескультурья» с Ритой сотрудничает давно. Мы любим ее яркую живопись и уличные фотографии. За атмосферу города, национальный колорит и стиль. И не только нам нравится. Её снимки можно найти на страницах Interfashional Magazine, HORIZONT, The HUNTER Magazine, Roidx и Dodho.
Мы тут вам несколько ее работ покажем, а остальные можно посмотреть на сайте. Их, кстати, можно приобрести, если хотите добавить частичку иного мира себе в комнату.
Материалы: плакатная бумага, цифровая печать
Размер: 60 х 90 см Цена: 1500 р. За доп.плату можно в рамку, на подрамник — как угодно.
Для покупки пишите Лине :)
Размер: 60 х 90 см Цена: 1500 р. За доп.плату можно в рамку, на подрамник — как угодно.
Для покупки пишите Лине :)