Читать
2023-04-11 14:57 Мнения Колонка Редактора Работы Мода

Искусство и мода

Почему мода это — искусство?
Боже, что красивого в этом Gucci? Зачем модели Balenciaga так ходят? Да кто это вообще носить будет? Звезды, у которых миллионный капитал. Больше никто. Потому что это не для масс, это для ценителей с деньгами. Потому что это мода от-кутюр. И это не просто шмотки, это искусство.
Как одежда может стоять в одном ряду с Моной Лизой? Сейчас объясню.
Помните как Миранда из «Дьявол носит Prada» рассказывает про свитер Энди небесно-голубого цвета? Она говорит о том, что даже покупая вещь в масс маркете, мы все равно идём в ногу с модой. Мода присутствует в жизни каждого человека. Мировые дизайнеры создают коллекции, придумывают концепцию, подбирают цветовую палитру и ткани. Чтобы со временем, в упрощенном виде, все их идеи появились в условной Zara за 2-3 тысячи рублей. И даже если вы думаете, что вы далеки от моды, по итогу получается это не так.
Показы и коллекции — это точно выверенные композиции с определенным смысловым посылом. Такие же композиции, как на картинах. Сочетания цветов, фактур и форм — все те же самые мазки краской по холсту. Иногда это всплеск эмоций, а иногда — зашифрованное послание, написанное на языке образов и чувств.
Возьмем для примера мой любимый показ Gucci 2020. Алессандро Микеле с 2015 года начал пошатывать гендерные стереотипы. Gucci — это эклектика. Но если до этого дизайнеры сочетали между собой ткани и цвета, то Микеле начал забавляться со смешением женского мужского. Триумфом его идеи стала мужская коллекция 2020 года.
Большое пространство, маятник по центру. И модели, не похожие ни на мужчин, ни на женщин. Перед показом Микеле пишет манифест: «Любые формы женственности агрессивно подавляются, поскольку считаются угрозой архетипу мужественности, который не допускает никаких отклонений. Сама модель выстроена так, что отвергает все, что ей не соответствует. Токсичная маскулинность питает жестокость, насилие и сексизм, порождая и угнетателей, и жертв» — гласит заявление, размещенное в соцсетях. «Поэтому необходимо дезертировать, укрыться от патриархальных планов и униформы. Деконструировать саму концепцию мужественности, существовавшую на протяжении всей истории. Выйти на свет. Время отпраздновать становление нового мужчины, который свободен в самоиндентификации, не зависим от социальных установок, авторитарных рамок и удушающих стереотипов».
А теперь вернемся в наше время. Что мы видим сейчас? Мужчины стали разрешать себе феминность. В тик токе миллион мейкаперов мужчин. Причем очень хороших. А как вам мастера по маникюру в обличие бородатых, накаченных парней? Обворожительная картина. И таких примеров много.
Мы живём в эпоху глобализации и можем видеть, что происходит у соседа во дворе. Хотя бы частично. И это дает прогрессу идти вперед, независимо от обстоятельств. В России тотального отказа от стереотипов нет. Но благодаря моде мужчины раскрепостились, стали более открыты к своим желаниям и проявлениям. Неужели это заслуга Микеле? Конечно, в том числе и его.
Переключимся на более свежую коллекцию — Schiaparelli 2023. Все видели моделей с головами льва, волка и рыси на плече платьев. Так вот это новая коллекция одного дома Schiaparelli. Дэниел Розберри, креативный директор бренда, вдохновлялся «Божественной комедией» Данте. По словам Роузберри, эта коллекция — напоминание о том, что «нет такого понятия, как рай без ада или радости без печали, также как и не бывает экстаза творения без муки сомнения».
Но это ещё не всё. Есть продолжение этого показа. На Met Gala Doja Cat выходит в красном платье обклеенная красными стразами Swarovski. Этот наряд символизирует животных, с которых сняли шкуру. Не понятно, было ли это спланировано сразу или после критики со стороны защитников животных, но получилось ярко и со смыслом.
Коллекции и показы — это инструмент, как кисти и краски для художника. Всё начинается с идеи. И до воплощения проходят часы, дни, месяцы. Цвета, формы, линии, принты, ткани, фурнитура, обувь, мейк-ап, музыка, свет, модели, прически, серьги, кольца, колготки, заколки — все выбрано не случайно. Дизайнеры делают микс из средств художественной выразительности, чтобы вы ужаснулись, умилились, влюбились, возненавидели, взгрустнули и т.д. Отдельное искусство — это съемки видео и фото.
Это конечно больше коммерческая история. Но вы помните момент, когда смотрите 30-ти секундный ролик Prada — «Боже, я хочу быть такой же, как модель, и эту одежду». Так происходит, потому что работают мастера своего дела, которые точно знают, как продать нам эмоцию.
Искусство многогранно, и одна из граней — заражать других желанием обладать.