Читать
2024-06-12 12:56 Люди Истории

«Порнографический шик» Терри Ричардсона

Терри Ричардсон – фэшн-фотограф и клипмейкер, который запомнился мастерским умением раздевать. Моделей, звезд эстрады, себя. Только человек, белая стена и яркая вспышка — ничего лишнего. Его фото – это «порнографический шик», это обнаженная чувственность, это простое моментальное яркое искусство. Разбираемся, откуда он такой взялся и в чем его особенность.
«Мне нравится исследовать сексуальность и внутренний мир людей просто показывая то, как люди кончают и трахаются, насколько бы сильно это кого-то не шокировало.» – Т. Ричардсон.
Ричардсон – это про бунтарский глянец. В его работах чувствуется драйв. На съемках он веселился, кайфовал и фигурально (хотя кто знает...) сходил с ума. Он обнажал человека и давал ему быть безумным. Кто-то слизывал молоко с вымени коровы, кто-то целовал петуха. Он обходился с нагой натурой, как с пластилином, который может принять любую неожиданную форму. И вы же понимаете,
Через пленочный фотоаппарат Ричардсона (цифровые он не любил и до сих пор не очень жалует) прошли многие известные личности: Майли Сайрус, Леди Гага, Джони Депп. Даже Барак Обама! Несмотря на провокационность его работ, желающих с ним сотрудничать было хоть отбавляй. Он фотографировал для модных домов — Yves Saint Laurent, Tom Ford, Lacoste, Supreme, и т.п.

Получил от отца шизофрению, депрессию и синдром Наполеона

Как все начиналось и кончалось
Терри родился в Нью-Йорке в 1965 году – получается, живое дитя сексуальной революции шестидесятых. Боб Ричардсон, отец Терри, был фэшн-фотографом и даже работал во французском «Vogue». При этом, по словам Терри, от отца он получил не талант фотографа, а шизофрению, депрессию и синдром Наполеона. Мать была танцовщицей, но тоже обожала фотографировать.
Детство Терри было отвязным. Мама с папой быстро развелись и начали заводить все новые и новые отношения. Поэтому Ричардсон жил то с Анжеликой Хьюстон, то с Джеки Ломаксом. Его подкидывал на руках Джимми Хендрикс, а Крис Кристоферсон катал на лошадях. Еще Терри много переезжал — успел пожить и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне.
Уже в детстве Ричардсон гордился своей богатой сексуальной жизнью. В 11 лет он уже пережил свой первый сексуальный опыт на Гаити. Отец предоставил ему возможность пообщаться с дамами теснее, чем обычно. Примерно в это же время Терри подсел на алкоголь и наркотики, которые, как он сам говорил, всегда были дома.
«Мы курили косяки или играли бонг, а в школу ходили обкуренные. В принципе, меня обкуривали каждый день моей жизни, начиная с 12 лет, на протяжении всей школы. Было весело.»
Терри нравилось жить, как рок-звезда. Слушать сатанисткую музыку, пить и дебоширить. На учебу сил не оставалось. Учился он плохо: пропускал занятия и грубил учителям. Но все равно кое-как закончил школу в Калифорнии.
В 16 Ричардсон мечтал стать панк-рок-музыкантом. Четыре года он играл на бас-гитаре в группе The Invisible Government. Но в середине 80-х бросил это дело и впервые попробовал себя в роли фотографа. Ричардсон делал репортажи с концертов панк-рок исполнителей. Получалось нарочито небрежно, но живо и эмоционально. Отцу его работы не нравились, и это подбило настрой Терри дальше заниматься фото. Он попробовал бросить…
Но не смог! И, когда ему стукнуло 27 лет, он начал фотографировать молодежные вечеринки. А через два года его снимки уже опубликовали в популярном журнале Vibe. Потом Терри предложили фотосъемку для модельера Кэтрин Хэмнетт. И это он сделал по-ричардсонски. Модели на фото будто сошли с эротической сцены кинофильма. Дерзко, страстно, но при этом тонко и красиво.
И пошло, поехало…
Ричардсон перебрался в Лондон и подписал договор с изданиями ID, The Face и Arena. Он ломал представление о фотографиях для глянцевого журнала. Вместо блеска и лоска — небрежность и провокация. В одном из номеров Arena Вигго Мортенсен, измазанный в крови, дурачится и строит из себя клоуна. На другой фотографии – набирает в рот воду и выплевывает все на себя.
Провокационный стиль Ричардсона привлекает все больше и больше заказчиков. К нему обращаются за рекламными кампаниями Versace, Dolce&Gabbana, Chanel, Yves Saint Laurent. Идеи Терри никогда не были издержанными и банальными. В его объективе ярко одетые женщины обнимались с голыми мужчинами, обнимались со свиньями, катались на свиньях, притворялись свиньями…И, конечно, без обнажёнки и причудливых поз — никуда. Мы уже видим довольно отчётливый авторский «почерк».
С Ричардсоном очень любили работать звезды. Он сделал много фотоссесий для Леди Гаги, Майли Сайрус, Джарерда Лето. Во время предвыборной компании Терри даже фотографировал Обаму. На снимках он получился очень непосредственным, простым и веселым.
Терри не только фотографировал, но и режиссировал видеоклипы. Он снял знаменитый клип Майли Сайрус на песню «Wrecking Ball». Работал над клипом «Find a New Way» группу Young Love и режиссировал клип «Red Lips». А еще очень любил фотографировать себя. И в образах, и в эротических сценах, и — внезапно — с огромным багетом.
«Порнографический шик» Терри Ричардсона
«Мне нравится печататься в популярных журналах, а не в каких-то порнографических изданиях. В порно-журналах ты смотришь, как люди трахаются и трахаются, и все они такие одинаковые. Мода также может выглядеть одинаково. Мне нравится быть ниспровергателем, достигать максимального предела в своих работах. Для меня это испытание на прочность и поиск ответа на вопрос: «Как далеко я могу зайти?».
Творчество Терри Ричардсона — это не эротика ради эротики. Это попытка сломать и разрушить глянец, который утерял свободу и стал слишком уж глянцевым. А работы Ричардсона – свобода в чистом ее проявлении. Он создавал насыщенные личные и эмоциональные образы. Ричардсон считал: внутри каждого из нас есть порнозвезда (его цитата). Надо только до нее докопаться.
Вот он и копал. Ричардсон пытался показать необузданную сексуальность, которая нарушает нормы приличия. Он старался ловить те моменты, когда из человека высвобождается «животная сущность». Поэтому его работы выглядят так живо и искренне. И поэтому каждый уважающий себя медийный человек попробовал встать под вспышку у белой стены — это может быть немного страшно, но безумно интересно.
Популярность Ричардсона «взлетела» в начале двухтысячных. Во многом благодаря тому, что он возрождал свободные, хипстерские семидесятые. Он устраивал новую «сексуальную революцию». Творил стиль, вдохновленный той эпохой. Ричардсон работал с пленочным фотоаппаратом, когда в обиход уже давно вошли цифровые. Потому его снимки часто выглядят, словно спонтанные кадры на вечеринке.
И в этом есть совершенно особый, сумасшедший шик.
Трибьют Терри Ричардсону
Не знаем, как вам, но нам этот бунтарь нравится! А ещё нам нравится делать трибьюты. Это такой способ отдать дань уважения тому, кто сделал большой вклад в культуру. А когда это такой вклад, то мы готовы выложиться на полную, чтобы дань уважения соответствовала.
Готовим трибьют Терри Ричардсону с творческим дуэтом AVIER. Выставка состоится в баре «Плющ» 29 июня в 19:00. Будет горячо. Анонс, покупка билетов — тут.
«БескультурьЯ – это не только про художников. Мы о разном творчестве, и фотографии в том числе. Мы проводим трибьюты очень популярным фотографам. Если спросить энное количество людей, каких фотографов они знают, то Ричардсон точно будет стоять в десятке первых.

Ричардсон – это феномен, который грех не разобрать. Это как копаться в старой литературе и кинематографе. Потому что его творчество – это огромный культурный пласт, это предпосылки к тому, что происходит сейчас.» — рассказала Лина Арно, продюсер БескультурьЯ.
Примечание редактора: искусство — это когда творец реально может сделать из белой стены и вспышки нечто совершенно уникальное. Когда из этого рождается почерк. Когда Барак Обама идёт сниматься к мастеру порнографического шика. Вы понимаете? Мы — да. Да так сильно понимаем, что не можем просто пройти мимо. Слишком это про нас.