Дико масштабное мероприятие. Большие цифры — несколько сотен художников, полтора десятка округов и т.п. А как по ощущениям? Мы скромным составом редакции пошли исследовать.
Итак, поехали. Главная тема Арт Ростова 2023 — экспедиция в мир живописи, скульптуры, музыки, литературы и современных технологий. Всё и сразу, как это водится в мероприятиях такого размера. По пунктам:
Культурное достояние
Из известных личностей на выставке воспеваем Высоцкого, Маяковского, Рериха, Тулуз-Лотрека и Климта. Всем по красивому корнеру с интересными фактами, музейными экспонатами и копиями работ. Конкретно Николаю Рериху посвящена целая экспозиция в отдельном зале и фильм-биография — мы сходили и потыкали во все интерактивные угадайки, посмотрели на все картины, почитали все описания. Вердикт: жутко талантливый был мужик.
В контексте Рериха не обошлось без современных технологий — в общем зале был корнер с работами нейросети, вдохновлёнными творчеством знаменитого художника. Гостям предлагается поразмыслить — смогут ли нейросети заменить художников или все же «это другое»?
Отсюда у нас родился вопрос: а что в итоге станет культурным достоянием для наших детей и их детей? Нейротворчество по мотивам Рериха или сам Рерих?
О чём пишут художники
Вы не представляете, какая блаженная симфония форм и стилей царит на любой выставке без определённой темы. Особенно междугороднего уровня. Мы увидели классику — цветы, голых женщин; необычные выборы — портрет Путина, портрет банки RedBull; возрастные решения — котиков, пейзажи, натюрморты. Были всевозможные скульптуры, дерево, холсты, бумага, акрил, акварель, масло. Ассамбляжи и коллажи. Вообще всё. Кроме шуток — иконы, дизайнерская одежда и музыкальные инструменты.
Но всё ли из этого — искусство?
Хотелось спросить у парня с портретом редбулла, почему? — зацепило. У женщины с изображениями котиков тоже хотелось спросить, почему? — не зацепило. Нас не зацепило, но она ведь зачем-то пишет? Очень интересно. Как гласит растяжка на островке Маяковского: «послушайте, ведь если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?»
Более 200 павильончиков за два часа. В голове каша из образов. Отсюда два пути — воспылать любовью к искусству по новой или окончательно потерять в него веру. У нас первый вариант, ведь мы одержимые. Работы, наполненные искренними чистыми самобытными эмоциями, всегда выделяются и берут тебя за глотку, перехватывая дыхание. Неважно, редбулл там изображён или котик. О содержании мы думаем уже многим позже, пост-фактум. Сначала — искра, буря, безумие. Так что художники пишут ни о чём и обо всём сразу. А смыслы — это уже работа зрителя.
Наблюдения
Художники — это не загадочный народ из другого мира. Да, нам сначала кажется наоборот. Но это потому что мы смотрим на их работы с позиции прагматики, продаж, статуса, ещё чего-то такого. Мы думаем — вот это он отбитый наглухо, вот это может выстрелить нормально.
Но как только вы натыкаетесь на ту самую картину, рогатый улыбчивый бесёнок даёт вам с кулаха под дых и всё сразу становится понятно. И вы чувствуете родство с художником, вам кажется он абсолютно нормальным. Для кого-то третьего вы оба теперь отбитые. Вот это настоящее искусство. Чувства, эмоции, переживания объединяют и связывают крепче, чем любой язык или идея.
Наш город — это простецкая культура «ремесло, натюрморт, тихий Дон». И это отнюдь не исчерпывает, ибо талантов великое множество. Но нам отчаянно не хватает хорошей почвы для художников. А эта почва во многом состоит из зрителя. Колесо сансары — художники пишут что придётся, люди потребляют без особого энтузиазма тоже в общем-то что придётся. На десять натюрмортов одна банка редбулла, и то мы не уверены что это местный художник. Важно: наблюдение не сиюминутное. Мы думаем об этом давно, и дискутируем на эту тему с разными деятелями культуры, чтобы не быть голословными. Кстати, вот что говорят гости выставки — художники из Москвы:
«Выставка действительно масштабная. В Москве проходят много таких. Единственное отличие, что там выставляют только абстрактное искусство. Пионы в вазе у нас не найти.»
Плохо ли это? Нет, пионы в вазе — это прекрасно. Но может сложиться ошибочное впечатление, что у нас на одних пионах всё держится. А это не так.
Чем больше выставка, тем сильнее впечатление «рыночка». Уютного и красивого, но всё же. Интересно было посмотреть на то, какие люди прекрасным пятничным утром решили провести свой досуг, бродя мимо чьих-то вывернутых наизнанку душ. Учитывая, что посидеть/поесть/попить особо негде — то есть ты действительно просто ходишь и смотришь.
Ещё интереснее, приходит ли кто-то на такое мероприятие с целью «обзавестить картиной, а то стена в гостиной пустует». Кто такие эти ценители искусства в Ростове-на-Дону? Что они ценят в искусстве?
Отметили действительно красивые павильоны — у арт-бара Невинность и у нашей художницы Светланы Креничной. Уровень!
Молодая горячая кровь кипит. Приятно было видеть много подростков и молодых людей, искренне заинтересованных и по-детски увлечённо изучающих пространство. А пространство немаленькое — 3000 квадратных метров. И там всё про всё, и вот тебе Высоцкий, и вот тебе Маяковский...
Что в итоге? Это был полезный опыт, подтвердивший многие наши мысли. Этому городу нужно искусство.