Читать
2023-10-27 14:26 Истории Мнения Ликбез Мода

Цифровые шмотки. Почему, а главное зачем?

Мы недавно задались вопросом: «Да кто такой этот ваш NFT?» и ответили на него в этой статье. Но в ней мы рассматривали только диджитал искусство, про моду там ни слова. А она есть. Исправляем.
Уверена, вы много слышали про метавселенные, странные онлайн показы и несуществующие костюмы за миллион рублей. Для простого человека это что-то совершенно непрактичное. Ничего не понятно, но очень интересно. Давайте разбираться.

Вынужденная мера

В 2020 году мы всем миром сидели по домам и пытались не сойти с ума. Многие думали как теперь зарабатывать деньги, ведь выходить из дома нельзя. Мы стали реже видеться; кафе закрылись и сервисы доставки резко разбогатели; учеба и работа перешли в онлайн формат. Модная индустрия тоже изменилась. Показы переместились в цифровое пространство — зрители могли смотреть на моделей в новых образах от дизайнеров, сидя в удобном домашнем кресле и потягивая вино. Но цифровая мода начала развиваться еще до 2020 года. Это были единичные компании, разбросанные по миру, которые начали экспериментировать с виртуальной одеждой.
Все это началось примерно в 2015 году. Кто-то занимался тем, что копировал материальные вещи известных брендов. Например, 3D-дизайнер Кэт Тейлор, более известная как Cattytay создала проект Digi-GXL. Кэт Тейлор создавала 3D-анимации и первая адаптировала одежду Balenciaga, Gucci и Off-White в цифровой формат.
Затем, в 2016 году, Тревор Макфедрис и Сара Декоу из робототехнического стартапа Brud разработали диджитал инфлюенсера Лил Микелу.
Это 3D-аватар — как живая девушка, только из букв и знаков кода. Она «снялась» в рекламе для Calvin Klein, Prada, Moncler и Marine Serre.
В том же году после коллаборации bitmoji (приложение для создания мультяшных аватаров, стикеров и эмодзи) с Bergdorf Goodman пользователи смогли примерить на свои аватары образы модных брендов Zac Posen, Alexander McQueen, Calvin Klein.
В 2018 году агентство Virtue и скандинавский бренд Carlings стали первыми, кто создал виртуальную одежду для продажи. Цифровая коллекция Neo X, стоимость вещей в которой варьировалась от $9 до $33, была раскуплена в считанные часы и стала крайне популярна среди блогеров и инфлюенсеров (интересно, что они с ней делали — ведь её нельзя надеть в реальности и тогда ещё нельзя было надеть на фото). И это аж за 2 года до тотальной диджитализации мира (!).
В 2019 году дом цифровой моды (да, да, да, уже целый дом) The Fabricant (хехе) продал NFT платье за $ 9500. Напомним, что NFT — это уникальный медиа объект, другого такого не будет. И человек купивший это платье стал его полноправным владельцем. Такая дорогая и на первый взгляд бесполезная покупка навела серьёзного шороху. А мужчина, который купил цифровое платье своей возлюбленной, считает эту покупку выгодным приобретением. Говорит он об этом так: «Через 10 лет все будут носить цифровую одежду. Это хорошая инвестиция». Возможно и так, кто знает. Мы все не очень верили в биткоин, но посмотрите теперь сколько он стоит.
Но это были единичные, экспериментальные проекты. А вот в 2020 году эксперименты превратились в бытовуху. Онлайн-показы устраивали все кому не лень: Louis Vuitton, Prada, Gucci, Balenciaga и др.
Россия тоже не отставала от всего мира. В пандемию русские ребята запустили стартап ZERO10 AR Fashion Platform. Эта платформа дает возможность брендам и дизайнерам создавать виртуальные коллекции. Купить брендовую вещь и бесконечно делать с ней видео и фото может каждый. В отличии от цифрового дома моды The Fabricant ребята из Zero10 придерживаются концепции масс-маркета — доступность. Это до сих пор одна из самых популярных компаний которая занимается диджитализацией моды.
Русский дизайнер, владелица бренда Alena Akhmadulina в 2020 году выпускает свою первую виртуальную коллекцию. Вот что Алена говорит:
«Основная концепция — одежда будущего, которую мы, конечно, рассматриваем с точки зрения нашей работы с темой русской культуры. Мы представили себе жительницу мегаполиса будущего. Десятки лет глобализации стерли культурные коды народов, поэтому для сохранения идентичности люди начинают обращаться к национальным мотивам в одежде. В качестве такого элемента культурного кода мы выбрали дымковскую игрушку. Неотъемлемым аксессуаром являются маски-шлемы, необходимые в условиях ухудшения экосистемы Земли и поиска новой жизни на других планетах — кроме того, они созвучны и реалиям сегодняшнего дня.»
А вот и некоторые луки из коллекции Алены.
Ещё Алена рассказала, что технология создания виртуального лука во многом похожа на аналогичный процесс в реальности:
«Иногда были сложности с посадкой вещей на 3D-аватар. Все дело в том, что 3D-вещи так же собираются по лекалам, как и реальные. Особенность в том, что в жизни можно подойти к модели и заколоть ткань так, как нужно, а в 3D-варианте приходится объяснять это программисту, что гораздо сложнее, так как он не конструктор одежды.»
Здесь мы плавно приходим к тому, что диджитализация процесса создания коллекции может принести нам намного больше пользы, чем миллион виртуальных нарядов на серверах. А именно — сильно разгрузить экологию и специалистов индустрии.

Диджитал инструменты — шаг к экологичной моде

Для начала я кратко расскажу как сейчас создаются коллекции — не важно, происходит это в рамках учебной аудитории или в доме Dior. Процесс один и тот же.
Идея. Дизайнер придумывает идею. Он может вдохновиться глубинами океана, историческим событием, искусством — да чем угодно. И на волне этого вдохновения он продумывает, какие формы он будет использовать, какие линии в костюме будут доминировать, в какой цветовой гамме всё будет. Когда дизайнер плюс минус представил себе в голове коллекцию, начинается этап отрисовки эскизов.
Эскизы. Сначала дизайнер пробует сделать очень абстрактные эскизы. Например набрызгать их краской или вырезать фрагменты из журналов и собрать из них коллаж. Потом идет долгий поиск идеальных форм, абстрактные эскизы начинают приобретать человеческие пропорции и появляется эскизный ряд.
Подбор ткани. Когда коллекция полностью отрисована начинается подбор ткани. У каждой ткани есть свои свойства: она может быть легкая, плотная, струящаяся, стоячая, матовая, блестящая, фактурная, гладкая и т.д. Дизайнер выбирает ткань в соответствии с задумкой. Например, если у нас коллекция «Водопады Нимфадоры», то вряд ли дизайнер возьмет войлок и будет из него шить платья. Скорее он возьмет шёлк, шифон, атлас и другие текучие ткани. Но не всегда дизайнер может предсказать как полотно себя будет вести в отшиве и сможет ли оно лечь так, как на эскизе. А деньги уже потрачены, рулон куплен. Компания Vizoo как раз занимается этой проблемой. Они оцифровывают ткань для создания более реалистичных материалов, с помощью которых получаются очень проработанные 3D-модели одежды. Их ткань можно накинуть на 3D модель и увидеть как она себя поведет в конкретном изделии. Ещё до покупки дизайнер может увидеть, насколько ткань подходит для его идеи. Вот это и есть шаг к сохранению экологии.
Макеты. Следующий этап создания коллекции — это макеты. Берется дешевая ткань и из неё отшивается прототип будущей модели. Для чего это нужно: если вдруг конструкторы накосячили при построении лекал (да, обычно их не в Бурде находят) макет поможет это выяснить на первых этапах. Ну и макет можно легко поправить, подрезать, переделать прямо на модели, если реальная картинка не совпала с ожиданием дизайнера. Студия Sxema может ускорить этот процесс. Ребята занимаются созданием виртуальных лекал. Больше не нужны макеты — диджитал-конструктор строит 3D-модель вещи, примеряет её на аватара и если всё ок, то можно распечатывать лекала на физическую кальку и сразу начинать кроить вещь из оригинальной ткани.
Дальше идет отшив коллекции и там уже диджитал инструменты никак не помогут дизайнерам. Но они снова возвращаются, когда коллекцию начинают продвигать.
Сейчас все могут делать офигенный контент для своих брендов буквально на телефон. В соцсетях идет жестокая борьба за внимание потенциальных покупателей. Все выпендриваются как могут — устраивают розыгрыши, делают странные перформансы, снимают креативные фотосессии и пр. 3D-контент точно привлечёт внимание, потому что это всё ещё не заезженный формат презентации. Например, упомянутая студия Sxema предлагает дизайнерам полный набор диджитал инструментов для продвижения: создание аватара; 3D-визуализация одежды; создание VR-пространства для показов, шоу, перформансов; организация диджитал примерки; создание AR-маски (что-то вроде фильтров в нельзяграме).

Виртуальные шоурумы

Кроме того, что диджитал инструменты ускоряют процессы создания коллекции и делают моду более устойчивой и экологичной (тратится меньше ткани, совершается меньше ошибок) они ещё помогают байерам не мотаться по всему миру, а отсматривать коллекции на расстоянии. Например, компания Pixel Pool создает визуальные шоурумы. Вот некоторые их работ:
Ещё такое делает компания Emperia. Вот их проекты:
Виртуальный шоурум Tommy Hilfiger
Это полезно для брендов — их вещи смогут посмотреть из любой точки мира, где есть интернет. А клиенты смогут еще меньше времени тратить на шопинг. Совершить вечерний променад по бутикам можно на этом сайте. Возможно, в будущем появятся VR-клубы, куда мы будем приходить, надевать шлемы и гулять по шоурумам Gucci, Chanel и других кутюрных брендов (вспомнили детство и компьютерные клубы?).
Диджитал инструменты помогают ускорить производство физических коллекций; сделать этот процесс более легким, быстрым, экологичным. И создание контента выходит на новый уровень. С каждым днем эти технологии становятся доступнее для большего количества брендов.
Но есть и другая сторона. Мы все еще существуем в материальном мире. А диджитал мода предлагает нам несуществующие вещи. Для чего они нам нужны?

Несуществующие вещи

В начале я упоминала про несуществующее в материальном мире платье, которое было продано за сумасшедшие деньги. Для многих людей такая покупка выглядит дико, потому что она по сути бесполезна. Это одежда, которую ты не наденешь на свадьбу подруги или на свой день рождения. Такие вещи можно надеть только в цифровом пространстве — в играх, сторис, метавселенных и т.д.
Зачем нужны такие вещи? Чтобы опять же помочь экологии. Многие блогеры, инфлюенсеры часто покупают странные шмотки чтобы в них один раз сходить на фотосессию. Очень быстро такие «одноразовые» вещи отправляются на свалку, где будут разлагаться много лет. А вот если купить диджитал наряд — ничего не отправится на свалку и шкаф от вещей не лопнет. До этого девиз устойчивой моды был: «Не покупайте больше, покупайте качественное». А теперь виртуальные приверженцы говрят нам: «Не покупайте меньше, покупайте диджитал».
Но может возникнуть проблема с хранением информации. Представьте, блогеров по всему миру сейчас пруд пруди. Диджитал шмотки даже сейчас стоят от 9$. Это 900 рублей. Весьма подъемная сумма для большинства людей. Тем более для блогеров и инфлюенсеров. Вся информация хранится на серверах, а они не резиновые. Придётся постоянно строить новые хранилища (в том случае, если со временем виртуальные вещи приобретут нереальную популярность) и никто не знает к чему это приведёт.

Ценообразование

А еще возникает интересный вопрос. Мы можем обосновать цену сумки Gucci — для ее создания используется дорогая кожа (или уже эко-кожа), которую делали лучшие мастера своего дела, потом лучшие конструкторы разрабатывали для нее лекала, лучшие швеи собирали на дорогущем оборудовании и вот эта сумка уже красуется в рекламе на плече условной Беллы Хадид. Держим в голове, что это еще и дом с многолетним опытом создания кожаных изделий (дом Gucci начинал с амуниции для конного спорта).
Но нам уже сложнее понять, почему виртуальная сумка стоит столько же. 3D художник под руководством дизайнера и конструктора собирает сумку за пару часов в программе. Все. И так бедный и средний класс крутили у виска, когда очень богатые люди покупали себе просто платье за миллион рублей.
А теперь бедный и средний класс спрашивают у богача: «Ты потратил на платье миллион рублей, платье-то есть?». А богач ему отвечает: «Лучше! У меня есть рисунок платья».
Это как вообще?
Давайте представим, что в какой-то вселенной наши разумы оцифровали и отправили в метавселенную. Вот тут диджитал шмотки нам пригодятся. Факт. Но пока мы существуем физически из плоти и крови, виртуальный движ кажется нам просто забавной игрушкой, в которую нет смысла вкладывать деньги.
Для многих реальный мир намного привлекательнее виртуального. Но не для подрастающего поколения. Знаете какой самый заветный подарок для детей возрастом 5-12 лет? Крутой телефон? Модные кроссы? Нет. Донат в игру. После 2010-ых годов дети рождались с телефоном в руках и интернетом на нем. У них совсем другое отношение к виртуальной жизни, нежели чем у предыдущих поколений. Возможно для них виртуальные вещи это не бред, а новая ценность. Возможно для них метвселенная покажется более привлекательной задумкой и они действительно будут готовы платить реальные деньги за несуществующие вещи.
Уже сейчас разные бренды внедряются в жизнь поколения альфа (это те, кто после зумеров идет) через игры, например Roblox. Для тех кто родился до 00-ых годов объясняем — это площадка, где можно конструировать свои игры, создавать аватаров, новые пространства, города (типо Майнкрафт, только на модном).
Как продукт бешеного киберпрогресса, виртуальная одежда — прикольная фича. Но вот если рассматривать её со стороны социума, то выглядит это не очень хорошо. Рекламщики же вроде совсем недавно начали указывать на баннерах, что фото отретушированы, чтобы снизить загоны людей по поводу внешности. И теперь мода подкидывает нам такой сюрприз — идеальные аватары и несуществующая одежда. Мало того что надо в реальности хорошо выглядеть, так еще и в метавселенной придётся поддерживать имидж своего аватара. В интернете и так много кибербулинга, а теперь тебе и за виртуальный шмот предъявить смогут.

Виртуальная мода — добро или зло?

Диджитализация моды — логичный шаг в развитии индустрии. Все физические формы вещей уже придуманы, все возможные материалы тоже уже использованы. Одежду делали и из бумаги и жидкого хлопка; печатали на 3D принтере. Мы уперлись в потолок идей и в моду вошел винтаж. Мы просто достаем мамины джинсы и блузку из шкафа и говорим что это модно. Пандемия просто стала пинком под зад дизайнерам и сигналом, что пора бы идти дальше и покорять не прошлое, а будущее.
Диджитал инструменты помогают ускорить процессы создания коллекций и сделать его более экологичным. А вот виртуальные продукты непонятно чем и кому помогают. Становится все больше вопросов: А что если мы докатимся до того, что все уйдем в цифровой мир? А что если придется жить на два мира? А что если только богатые люди будут жить в диджитал пространстве, а все остальные останутся на Земле, чтобы поддерживать их физические тела? Хотим ли мы, чтобы наш разум оцифровали и поместили в виртуальный мир?
Мы не можем сказать, добро это или зло. Но это точно что-то близкое к нашей реальности. Отрицать или ненавидеть такой расклад бесполезно, потому что прогресс остановить нельзя. Единственное что мы можем делать — это наблюдать за происходящим. И не отставать, по возможности.