Читать
Ликбез Истории

Вся суть за спиной протагониста

Как много вопросов у человека перед белой стеной...
Чем заполнить пустоту? Как гармонизировать арт-объекты с интерьером и своим внутренним Я? Какое впечатление они произведут на окружающих? Что ответить на вопрос: «Зачем ты повесил именно эту картину?»
Мы так любим сериалы, хотим быть похожими на главных героев их решимостью и уверенностью в себе. Но так легко теряем этот прекрасный порыв в затруднительных, и иногда при этом очень бытовых ситуациях. Специально для вас наш редактор включил режим супер-внимательности и пересмотрел четыре прекрасных сериала в поисках ответов на перечисленные выше вопросы.

Триада «человек-еда-искусство»

Нет, это мы не про натюрморты с едой, а про триллер канала NBC «Ганнибал». Если кратко, это сериал о самом изысканном маньяке из всех, что мы видели (а мы видели многое). По сценарию, герой купил историческое здание и адаптировал его под себя настолько, чтобы сохранились все основные архитектурные решения. Именно этот историзм помещения стал базой для создания такого неординарного кабинета психиатра. Лектер богат материальными средствами и утонченным вкусом, а также блестяще образован — это можно сказать, лишь взглянув на роскошную библиотеку, битком набитую не только книгами, но и предметами искусства.
Zue2qvI3eZI.jpg
Untitled
Причем, картины в интерьере Лектера — не просто предмет эстетики. Это целая коллекция демонстративного искусства, отражающая культурный код разных стран, течение истории. Взгляните только на композицию из древних китайских фресок в спальне героя. Претенциозность во всей своей красе.
Особого внимания заслуживает самая «театральная» комната дома — гостиная. А театральная она потому, что именно в ней Лектер демонстрирует гостям свои кулинарные шоу (где второстепенные герои — все, кто проявил неосторожность показать свою грубую натуру Ганнибалу и за то упал к нему на вилку). Первой приковывает к себе взгляд растянувшаяся почти на всю стену гравюра Оскара Гроша, такая же мрачная и таинственная, как душа владельца дома.
Немало споров среди декораторов вызвало решение расположить на гравюре полки с растениями. Вообразите себя гостем Лектера — ведь гостинную всегда наполняет интенсивный запах зелени. Не противоречит ли это гедонистической философии Ганнибала?
«Садист должен уничтожить объект, который стал символом мира или природы, чтобы понять свою собственную изменённую натуру» — цитата из эссе Жиля Делеза «Холодность и жестокость», которым вдохновлялись художники-постановщики.
Но съёмочная группа пришла к выводу, что это очень даже в его духе.
Ганнибал полон стремления обуздать природу. Каждое его «шоу» — это акт принуждения природы работать на его потребности. И интерьер Лектера буквально кричит об этом. Помимо украшающих дом цветочных композиций, каждый званый ужин герой радует своих гостей тематическими цветочными букетами. Кроме растений интерьер богат декором из животного мира: здесь тебе и черепа, и чучела животных, даже ножки кресел в форме копыт. Окружив себя предметами мертвой природы, садист должен чувствовать себя победителем в этом противостоянии.

Герой не нашего времени

«Только встретились и сразу пойдем смотреть квартиру?»
Ну, по большей части, гостиную на Бейкер-стрит. Весь изюм этого интерьера — в заимствовании и расхождениях с книгой Конана Дойля. Что сделали режиссеры? Они просто взяли и поместили героя Викторианской эпохи в современный мир, любопытно отразив это в интерьере Шерлока Холмса. Некоторые зрителя даже считают сочетание викторианского стиля с современными (порой даже попсовыми) элементами легкой иронией над оригиналом. В любом случае, это весьма удачная адаптация.
С точки зрения терминологии маркетинга, стиль гостинной Бейкер-стрит — воплощение nobrow (стирание граней между высокой (highbrow) и низкой (lowbrow) культурами). Именно поэтому интерьер сериала получил такой ажиотаж поклонников, желающих воплотить нечто подобное в своей квартире.
Камин в сердце помещения — очень по-викториански, а вокруг него икеевские торшеры. Напротив камина — стена с узором геральдических лилий, который пользовался большой популярностью у аристократов как орнамент с французскими нотками, а на ней два ярких совершенно современных акцента: смайлик баллончиком и постер с черепом английского художника Джона Пинкертона.
В каждой детали гостинной ликует игривая хаотичность. Череп буйвола даже выделяющийся своей черной окраской не мог бы висеть здесь просто так. Если разглядеть его внимательней, можно заметить на нём старые наушники — так получился из классического черепа арт-объект с нотками арт-хауса.
Квартира Шерлока — яркий пример того, как квартира может (должна!) отражать вкусы и интересы жильца. Достаточно взглянуть на иллюстрацию ниже: в одном кадре красуются человеческий череп, чертеж по расследованию, естественно-научная коллекция с бабочками и летучими мышами, и с ними, как эффект игривого хаоса, соседствует неожиданный портрет американского писателя Эдгара Аллана По.
Ноги у такой нарочитой, но в тоже время органичной хаотичности растут из специфики героя. Шерлок — прагматик-социопат, ему чужда демонстративность. Потому не стоит ожидать от него пышных убранств и продуманного декорирования своего жилища. Но и он горазд украсить стены, у него это происходит органически и очень естественно (поэтому там такой бардак, да).

Картина как долг высокого титула

Не нужно долго размышлять, чтобы назвать самый дорогой сериал в истории кинематографа. А кто не вспомнит, тот быстро согласится, что это «Корона» Питера Моргана. Здесь мы имеем дело с исключительными героями. Потому что не иметь картины в аристократических особняках, а уж тем более в королевских дворцах - это что-то на немыслимом. Да и сейчас большой роскошный дом без единой картины — признак дурного вкуса. Помимо, в благородных семьях произведения искусств должны были не просто иметься во всеобщей роскоши. В интерьеры избирались только лучшие и как можно более ценные в соответствии с культурным развитием владельцев произведения.
В больших комнатах прекрасно смотрится толпа картин!
Изобилие во всей красе. Живописные и графические работы различных сюжетов украшают практически каждую стену (и не только стены — взгляните как вкусно выглядят картины на резных мольбертах!) Роскошные картины обрамлены в соответствующие им массивные рамы, что еще больше придает эффектности и претенциозности убранству интерьера. По сериалу впору учиться со вкусом вешать картины в классицистических домах с высокими потолками. К примеру, прекрасный прием для дома в несколько этажей — галерея вдоль ступеней.
Как бы вы ответили на вопрос: «Кто главный герой этого сериала?» Мы ответим — корона. Хотя из королевской семьи безусловно первый план занимает Елизавета, мы убеждены, что такое название получил сериал не только, чтобы избежать повторений с одноименным фильмом. В ходе разворачивающихся на глазах зрителя драм, становится понятно, что каждый герой сериала — заложник своего положения по праву рождения. Потому, корона, подобно Петербургу Достоевского, становится в ряд системы персонажей, и даже более — имеет колоссальную власть над ними. Оттого не так просто найти непосредственную связь между интерьером и героями. Кроме одной — как ни крути, это позолоченная, но клетка для его обитателей.

Ну тогда зачем все эти чертовы деньги, если не можешь повесить чертову картину?

«Миллиарды» — сериал, который грешно бы было не включить в такую подборку. Картин здесь ух как много, и играют они весомую роль. Дело в том, что идея сериала основана на реальной игре в «кошки-мышки» учредителя S.A.C Capital Стива Коэна и бывшего прокурора США Прета Бхарара. Коэн, ставший прообразом Роберта Аксельрода, коллекционировал произведения искусства (причем очень страстно). Наше почтение режиссерам за такую детальную проработку персонажа (и интерьеров). Окунёмся же в них.
«Дело бизнесмена — заработать в первую очередь не деньги, а имя среди элиты.»
Для этого Аксельрод использует искусство. Что может быть в лучше в стремлении подчеркнуть свой статус и тонкий вкус? Миллиардер окружает себя картинами максимально смелыми и эффектными, исполненными при этом художниками, имена которых у всех на слуху. С одной стороны, предпочтение авангарда всегда указывает на способность нестандартно мыслить. С другой стороны выбор картин исходя из их популярности — чистой воды снобизм.
Художник-постановщик Майкл Шоу, в процессе работы над интерьерами в сериале, изучал, как выглядят офисы на Уолл-стрит, которые, как оказалось, не слишком-то друг от друга отличались. Американская элита будто бы имеет некий контрольный список художников, работы которых должны обязательно украшать их помещения. Так, картина превращается в метод коммуникации.
Но картины в сериале нужны не только для декорации. Внимательному глазу становится очевидно, что их атмосфера почти всегда созвучна эмоциональному состоянию героев. С каждым драматическим поворотом, интерьеры постепенно пополняются новыми более гнетущими по настроению картинами. В новых сезонах стали чаще появляться на стенах фотографии, преимущественно холодных оттенков или вовсе чёрно-белых.
Например, как поменялся фон офиса хедж-фонда к пятому сезону. Дерзкую работу Мэла Бохнера сменяет репродукция тревожащей работы Дэвида Линча (того самого режиссера всем известных безумных фильмов). Уверены, такой тонкий подход к психологизму картины в сериале многих подтолкнет (пере)посмотреть «Миллиарды».

И вот

Мы рассмотрели четыре совершенно разных сериала. Как же ёмко и ярко в каждом из них искусство в интерьере раскрывает характеры героевЁ В этом и прелесть искусства: стена — лицо её хозяина. Самое время вообразить себя героем сериала, ведь иногда это очень полезно для смелости в генерации новых идей. Читайте, смотрите; вдохновляйтесь, но не копируйте. Имейте совесть дерзость быть режиссером своего дома.
Повесьте уже искусство на свою белую стену.
Made on
Tilda