Вторая суббота марта в Ростове-на-Дону выдалась немного дождливой и пасмурной, но в центре современной культуры «Степь», как и всегда, было комфортно и светло. И в такой привычно уютной атмосфере состоялась авторская лекция искусствоведа, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Алексея Николаева о женщинах в жизни художников: музах, женах и натурщицах.
Начал своё выступление Алексей с небольшого предисловия о себе и признался, что и сам бывал в роли натурщика. Именно тогда оценил по достоинству это отнюдь не простое ремесло:
«Натурщик, мужчина или женщина, должен обладать значительной эмоциональной и физической выносливостью, потому как основная работа демонстратора пластических поз, как это правильнее называется в академической среде, требует главного — многочасового неподвижного нахождения в одном положении.»
Свой экскурс в историю женщин в прикладном искусстве Алексей начал с античности. В первую очередь он отметил, что вопреки сегодняшним мифам Древней Греции и своевольной раскрепощенности греков, общество, жившее тогда, было консервативно; и в отличие от мужских образов в искусстве, обнаженные женщины встречались намного реже.
С приходом и распространением христианства обнаженные образы исчезают из искусства на целые века, с одним единственным исключением — Ева, первая женщина на Земле, канонически изображалась обнаженной, прикрывающей интимные части тела.
По словам Алексея, с наступлением эпохи Возрождения искусство преображается, художники снова возвращаются к женским образам, однако технику исполнения таких работ можно назвать находчивой. В аудитории появляются улыбки — похоже, что кто-то из присутствующих знает о чем речь.
Натурщицы
Дело в том, что женские обнаженные образы эпохи Возрождения преимущественно создавались путем объединения тела античной скульптуры и личика натурщицы, таким образом, композиция эмоционально оживлялась, а устоявшиеся нормы морали оставались соблюденными. Нередко художники того времени прибегали к помощи своих молодых подмастерьев, которые исполняли роль натурщиков для женских образов, подвешивая небольшие мешочки себе на грудь «для погружения в роль»
Свою лекцию Алексей разбил на несколько тематических частей, и начал именно с натурщиц — звёзд, чьи имена и судьбы мало известны широкой аудитории, но роль которых в истории живописи велика.
Например, итальянский художник эпохи Возрождения Караваджо, который писал картины в том числе на библейские сюжеты, использовал в качестве натурщиц куртизанок по имени Анна Бьянкини и Филлида Меландрони. Картина «Марфа и Мария Магдалина» как раз из числа таких работ.
Голландский художник Питер Пауль Рубенс в качестве натурщицы использовал свою жену, Елену Фурман. Поэтому, несмотря на то, что у художника был большой цех по производству картин, где трудилось множество его учеников, создавая работы на заказ под чутким руководством своего мастера, все образы с участием Елены Фурман принадлежат исключительно перу Рубенса.
После еще нескольких примеров с громкими мировыми именами, Алексей Николаев перенес слушателей в Россию, к творчеству художника первой половины 19-го века Алексея Венецианова. По мнению лектора, он был счастливым человеком, потому что имел крепостных в качестве натурщиков. Отношение к крепостным крестьянам в тогдашнем российском обществе позволяло употреблять их как угодно, чем активно пользовался Венецианов.
Музы и жёны
Вторая часть лекции была посвящена женам и музам художников. Их судьбы часто заслуживают не просто отдельного разговора, но и целого киновоплощения. И это не удивительно — неординарные и часто эпатажные творцы пера привлекали в свою жизнь не менее талантливых женщин. Среди прочих особенно впечатлила история Сальвадора Дали и Елены Дьяконовой, более известной как Гала. По мнению Алексея Николаева, этот союз — идеальный пример того, как в одной женщине может сочетаться и жена, и муза. Они познакомились в тот момент, когда художник переживал не лучшие свои времена. Однако Гала поверила в него, и даже организовала клуб «Зодиак», который занимался финансированием творчества Дали. Образы жены художник-сюрреалист вписал во множество своих работ, в том числе в «Галатею со сферами»
Алексей очень живо и с большим энтузиазмом рассказывал о картинах, историях создания и судьбах людей, имеющих к ним самое прямое отношение. Лекция сопровождалась презентацией, с упоминанием малозаметных деталей, на которые далеко не сразу обращаешь внимание. Во время лекции в зале ощущались атмосфера большой увлеченности со стороны слушателей, и практически азартный профессионализм лектора. Вечер выдался интересным, полезным и насыщенным. В конце встречи, в ходе личного общения со слушателями, Алексей признался, что принял решение переехать в Ростов-на-Дону, а это значит, что гости и жители города еще смогут послушать авторские лекции об искусстве от Алексея Николаева.
Эта вечерняя лекция проходила в рамках выставки «Она», посвященной женским образам в искусстве, которая продлится в центре современной культуры «Степь» до 29 марта.
Вход на выставку свободный со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00.
Вход на выставку свободный со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00.