2 июня погода была благосклонна и в D30 наконец-то показали перформанс «Ветка». Для нас это не был перформанс, скорее спектакль 5-ти минут в 3-х действиях. Настолько впечатляюще была рассказана история, настолько эмоционально было стоять после действия и пытаться осознать: «А что только что произошло?»
Томительное ожидание
И вот все собрались вокруг квадратного подиума, на котором через пять минут артисты должны были рассказать историю. Диджей, залитый красным светом, оттачивает свое мастерство и настраивает гостей на правильный лад.
На сцене стоит трон, как из «Игры престолов». Только без мечей и в несколько раз больше. У изголовья, будто головы, два пучка веток, на подлокотниках руки-ветви. Что это — тотем, дух леса, олицетворение природы? Пояснительную бригаду никто не вызвал. Мы просто решили насладиться моментом.
Вдруг музыка меняется. Все затихает. Слышен только разрывающий гул тишины леса. Вой ветра. Скрипы, будто из самых страшных фильмов ужасов. Все притаились в ожидании экшена. Признаемся честно, сердце сжалось от картины, смоделированной благодаря атмосфере: лес с деревьями-великанами и ты один с ними, и только изредка звуки природы сопровождают тебя в этом одиноком путешествии. И вот простояв так 5 минут наедине со своими мыслями из-под черного полотна появились герои.
Вакханалия среди деревьев
Из клуба дыма к нам двигались словно светлячки светящиеся шарики. Они умещались в руках у девушек-героинь. Все это в сопровождении народных напевов в клубах синего света. Движения девушек были тонки и изящны, за ними хотелось смотреть, разгадывать, что они хотят нам сказать своей картиной из жестов и мимики. В какой-то момент дерево-трон оживает. Двигаются ветви-руки и импровизированные головы. На крыше за троном в барабаны-бочки бьют мифические существа: человек с глазом вместо головы и ворон с человеческим телом. Кто эти герои? Предвестники худших времен?
Ворон у многих народов считается неоднозначной фигурой. Часто ворона ассоциируют с миром мертвых, с адом и дьяволом. Или же с проводником между той и этой стороной. А за умственные способности скандинавский фольклор наделил его хитростью и умом. У Одина 2 ворона, которые служат ему советниками.
Человек с глазом вместо головы может быть монстром из латиноамеринкаских детских сказок Эль Кукуй. Им взрослые запугивают непослушных детей перед сном, как нас пугали бабайкой. Он занимается тем, что ворует и съедает детей целиком. Вот такая страшилка. Этих ли героев изобразили авторы? Кто знает. Стояли он, возвышаясь над толпой людей и девушек с электрическими светлячками. Есть ли в этом метафора, что никто не властен над смертью? Что невозможно встать выше нее?
Свет меняется с синего на красный, темп музыки изменяется. Трон-монстр волнуется все больше. Головы его трясутся, руки тянутся к нам. Музыка перерастает в шум из ударов, треска и манка для уток. Героини — то ли сами заблудшие души, то ли в руках у них светятся души людей — устремляются к трону. Комок из тел тянется как к божеству, тянут свои шарики-светлячки на перебой. И вдруг всё. Занавес.
Прерваный экстаз
Словно напуганные птицы героини растворяются за черным полотном за сценой. Все стоят в оцепенении. «Что только что было?» — читался вопрос во многих глазах. Все или будет что-то еще? Никто не хотел уходить, хотелось увидеть продолжение этой животрепещущей истории. Как игроманы, мы хотели получить еще порцию будоражащих эмоций. Но ничего не последовало. И мы поняли, что спектакль окончен, гаснет свет и уходит последний автобус в сторону дома.
Искусство в глазах смотрящего. Каждый увидел там свой мир. Но точно все получили эмоциональный отклик. Актеров провожали шумные овации и крики благодарности. Жаль, они не вышли на бис. Это бы поставило точку в выступлении. Или авторы не хотели ставить точку в этом предложении…
Как на одном дыхании прошел перформанс от дома танца «Кувырком» и театра «Муха» на площадке D30. О том, что это было, про кого рассказана история и для чего, рассуждать можно бесконечно.