Как обычное мероприятие свело меня с интересным человеком, открыло глаза на новое искусство и сподвигло на серию статей об этом?
6 июля я пришла на уличную арт-медиацию. Она проводилась в рамках фестиваля «Ничего страшного». Фестиваль про уличное искусство. Вела арт-медиацию Надежда Ковалева — искусствовед, эксперт уличного искусства и просто приятный человек. Мы поговорили об отношении к современному и уличному искусству и пошли гулять по закоулкам нашего города. С каждым шагом меня все больше вдохновляли речи Надежды и уже на середине пути я поняла — люди должны знать о том, что я только что услышала и увидела. Потому что это целый мир в мире, отдельный язык — уличное искусство, граффити и непонятные надписи на стенах, заборах, зданиях, дверях и трансформаторных будках.
На следующий день я добыла контакты Нади и предложила быть экспертом этой статьи. И она сказала «Да». И мы говорили, говорили и говорили. А потом я писала, редактировала и писала, вооружившись новыми знаниями. Итак, сегодня про вандализм. Проблемы, заявления, позиции, критика, комьюнити, красота и социализация — всё, что угодно, только не «порча общественного имущества»,
Что такое уличное искусство
«Это очень сложный вопрос, на него практически никто не знает ответ. Но если коротко, уличное искусство — это всё, что вы можете увидеть на улице; что можно назвать творческим актом: стрит-арт, граффити, уличный театр, перформансы, инсталяции, скульптуры, паблик -арт и др. Стрит-арт — более узкий термин и он входит в понятие уличного искусства. Чаще это согласованная, коммерческая, концептуальная работа».
Есть как бы два стула: уличное искусство и стрит-арт (мы все хихикаем, понимая, что это одни и те же слова). И то и другое — взаимодействие с городской средой, но разное. Для того, чтобы дальше вам было понятно, о чем говорит Надя, нужно выучить пару новых терминов. Поехали:
Муралы — огромные, реалистичные изображения на стенах зданий. Стали популярными после выставки Tate Modern в 2008 году в Лондоне.
Теги — надписи, нанесенные баллончиком или маркером. Тег — это ник, кликуха, позывной художника. Иногда рядом с тегом рисуют простое изображение ( например глаз, цветок и др.). Тег — заявление «Я здесь был».
Керек — персонаж, придуманный уличным художником. Он может стоять рядом с тегом или вовсе заменять его.
Граффити — направление и развитие тегов и их стилей. У граффити есть несколько вариантов исполнения: вайлд (если вы ничего не понимаете и все буквы искривлены), блокбастер (супер понятный шрифт, крупный и заметный), бабл (буквы как надувные шарики), фэйдид (стекающий, заваленный шрифт с градиентом цвета внутри, его сложно читать).
Трафареты — метод нанесения текста с помощью заранее вырезанного изображения на кальке.
Спот — место, где уличные художники соревнуются в крутости своего скилла. По сути это галереи на улице. Заходишь в закуток, а там все исписано граффити. Значит это спот. Там экспозиция меняется каждую неделю. В уличном комьюнити принято перекрывать друг руга на таких площадках.
Хоф — место с работами нескольких художников, которые перекрывать долгое время нельзя. Это чисто договоренность между своими.
Всё запомнили? Теперь давайте разбираться.
Крик души
Самое узнаваемое и часто встречающееся уличное искусство — теги. Выйдите со своего подъезда/двора и через 2 шага встретите чьё-нибудь художественное «здесь был Вася». Как оно появилось?
«Граффити появились, потому что в Нью-Йорке существовали гетто полумаргинальных полуафраамериканских классов, которые притеснялись властью. Точнее, игнорировались ею. А город разрастался, в нём появлялось все больше небоскребов и рекламы. И из-за этого начались вот такие протесты в художественной форме. Представь, ты заходишь в метро. Весь вагон забит тегами. Тебе страшно, непонятно как это так быстро появилось и разрослось. Затем ты видишь человека афроамериканской внешности. Скорее всего, это его рук дело, и непонятно что он сделает дальше. Это было такое утверждение свободы и заявление о себе.»
Непосвященные люди часто не могли прочитать тег или граффити. Для них это было цветное месиво из фигур, похожих на буквы. Ущемлённые, обиженные люди придумали свой язык и как бы огородились от тех, кто их не замечал. Они заставили их заметить, но при этом провели очень чёткую границу. Ничего конкретного они не просили. Скорее они сказали: «А у нас тоже тут есть своя тусовка, в которую мы вас не звали. И она крутая кстати».
Помогло ли такое поведение? Отчасти. Уже в 1968 году начались законы против дискриминации афроамериканцев. Теги только стали появляться, но меры уже какие-то применялись.
Популярность тегов не случайна. В 1971 году один корреспондент New Yourks Times нашел граффитчика Taki183 и написал о нем статью. На тот момент парню было 14-15 лет и он просто по приколу оставлял свой тег по всему городу. Такие движения польстили всем уличным художникам и конечно началось развитие этой культуры. С тех пор теги и граффити стали творческим актом.
Уличное искусство и дорогая типография
Трафареты стали популярными по Франции в 60-е годы. Особенно в мае 1968 года, когда был большой студенческий бунт.
Тогда гремели протесты и начиналась сексуальная революция. С помощью трафаретов можно было быстро размножить лозунги по всему городу, ещё и дешево. Самый популярный слоган тех времен: «Запрещаю запрещать». Вот некоторые агитационные трафареты:
Сейчас в уличном комьюнити трафареты считаются «не тру». Ну тип это конечно здорово, но одним трафаретом никого не удивить. Поэтому уличный художник может использовать трафарет только один раз. Как например Миша Маркер, который делает трафарет под определённое место. Миша сделал эту работу год назад в рамках того же фестиваля «Ничего страшного». Он пришел, наклеил трафарет на каменную кладку, закрасил и снял. Работа называется «Наречие». Трафаретные работы больше обращены к прохожим, чем к сообществу уличных художников. Четкие, понятные буквы; нам их легко читать. И слово мы знаем. И можем задуматься, в чём смысл. Явно слово «Явно» не просто так написано.
Есть уличные художники, которые делают настолько детальные трафареты, что язык не повернётся заикнуться про «тру» или «не тру». Просто восхищаешься мастерством человека. Вот одна из таких работ:
В городе частенько попадаются и вот такие картинки, которые лично мне поднимают настроение. Прикольно же? Присмотритесь к стенам, когда в следующий раз пойдёте пить кофе с друзьями в центре :)
Запрещёнка
Но есть и другие трафареты, которые призывают поднимать настроение другими способами. Да, мы про запрещённые вещества. Есть стереотип, что уличные художники такие вещества любят и сами их распространяют. Просто потому что в Америке вместе с граффити активно распространялись наркотики. Так совпало. Часто уличным художникам приписывают зависимости. Но сегодня комьюнити уличного искусства активно борется с этим стереотипом. Про наших знаю такое: есть чат, куда ребята скидывают фотки трафаретов или надписей с адресами. Кто живет близко или проходит мимо с баллончиком — закрашивает это.
Уличное искусство против депрессии и серости
В Ростове мы не страдаем от недостатка солнца. А вот Мурманск, например, очень страдает — полярная ночь и все дела. Но даже во время полярного дня город выглядит серым и угрюмым, потому что там не цветут деревья, и особо не выживают пышные кустовые цветы в клумбах. Местные художники начали расписывать здания, и так в городе появились яркие пятна. Жить стало немного веселее.
Такая же ситуация в Екатеринбурге. У них там большую часть года холодно, нет солнца; ещё и архитектура довольно однообразная. В городе много фабрик, заводов, производств. И такие здания серые, неинтересные. Появились художники, которые решили разбавить эту скукотищу. В начале 2000-ых стали появляться споты с яркими граффити; а с 2010 года стрит-арт набрал большую популярность и в городе стали появляться масштабные муралы. Этими делами занимаются 2 крупных фестиваля в Екатеринбурге — «Стенография» и «Картбланш».
В Ростове тоже любят украшать здания муралами. Особенно последние года три. Только в 2023 году прошло сразу 3 крупных фестиваля уличного искусства: «Про любовь», «Месторождение» и «Ничего страшного». Последний ещё идет. Организовали его галерея «Ростов» и «Президентский фонд культурных инициатив». Работы создаются, пока вы читаете нашу статью. Надя Ковалева, наш эксперт, водит медиации по горячим работам художников.
Конечно, такие вещи чаще делаются в сотрудничестве с государством. Быстро мурал нарисовать не возможно. Да и оборудование стоит не дешево — аренда люльки 30.000 рублей. Плюс краски и кисти, валики. Но это все равно дешевле, чем строить новые здания или реставрировать старые.
Кроме того, мы же не хотим чтобы коммунальщики закрасили свежий мурал на следующий день по причине «незаконно»
Уличное искусство против развалин
Руины старых домов, новые высотки, дыры от снесенных домов, уродливый синий забор, снова старый дом. Так выглядят наши улицы в центре города. Часто безвозвратная, потеря старой архитектуры и облика города — проблема Ростова. Поэтому развалины очень быстро обрастают граффити. Нанести рисунок на снесенное здание — это и тег оставить, и не сделать ничего не законного. Ведь здание снесли. Но если приглядеться к некоторым работам, то получается, что художники не просто так оставили свою метку.
Или/Или
Если идти по ул.Темерницкая в сторону Ворошиловского моста, то можно встретить возле креативного пространства «Фабрика» руины двух домов. В них по выходным собираются бабульки и дедульки, продавать свои вещи. Но в будние дни можно рассмотреть на оставшихся стенах граффити. Одно из них сделал питерский художник Миша Маркер. Надпись гласит: «Лучше чем ничего, хуже чем было». Девиз нового спота, как думаете?
Никому не легче
Другая надпись, её автор — художник Илья Мозги. Давайте рассмотрим её и порассуждаем. Ну во-первых в глаза бросается, что надпись не так уж легко прочитать. Никому легче не стало от сноса здания, никому легче не стало от прочитанного текста. Да и читать не легко.
Что еще видим? Волнистую линию под текстом. Может это обозначение ошибки, как в ворде? Или так в детстве мы подчеркивали член предложение определение. Еще похоже на край чека, который оторвали и выбросили. Прямо как это здание с улицы.
Борьба с плохим дизайном
Уличные художники не просто художники, а чаще архитекторы и дизайнеры. Это вам не подростки, которые вышли на улицу на заборе ракету нарисовать (если вы понимаете, о чем мы). Они шарят за композицию, цвет, линии и пятна. Они творцы. Возможно поэтому уличные художники хейтят коммерческую рекламу и всякие объявления и заваливают их тегами.
«Художники тем самым как бы говорят всем: «А чем мои теги хуже, чем этот некрасивый банер или синий, неприглядный забор. Если говорить о рекламе, то художники вообще против неё. Для них она не несёт смысла. Только побуждение к продаже. А у художников тег — это и шифр; и высказывания «я тут был, я существую»; и проявление свободы и творчества; и общение внутри сообщества и коммуникация с городом. Тег, по мнению уличных художников, несет больше смысла, чем реклама».
Присмотритесь. Такого противостояния в городе полно. Это попытка художников, которые не имеют власти в городе, не имеют средств, не имеют личности для прохожих (некоторых художников мы даже имен не знаем) украсить городское пространство. Да, таким непонятным для многих образом. Но зато доступным и понятным для них самих.
Уличное искусство как способ общения с людьми
Вот стоит дом. И на нем появляется надпись. Её тут же закрашивают. И теперь на доме появилось пятно. Это пятно называется бафф. Это новый термин, поэтому в основной словарь мы его не включили. Художники могут бросить эту затею и больше ничего не писать на доме, а кто-то начинает общаться. Как мы в чатах:
УХ: Вот вам тег
Д: Нам не надо, мы взяли краску и все закрасили
УХ: Ну ок, цвет кстати классный и фигура геометрическая хорошая получилась, как раз впишу свое граффити
Д: Да ё-моё, не надо тут рисовать, мы еще раз закрасим
УЛ: Да так даже лучше, спасибо вам, ребят. Я еще рядом тегну
И так до бесконечности. В таком случае лучше присоединиться к художнику, а не бороться с ним, все равно проиграете. Возможно для кого-то это издевательство, но если посмотреть с другой стороны, то это такой способ коммуникации. Мы не знаем, кто пишет теги, возможно очень одинокий человек. Для него такое общение — спасение.
Заключение
Когда у нас нет контекста, мы не понимаем, что написали на заборе и зачем. Но как только вы чуть вникаете — сразу начинаете по другому смотреть на надписи. Понимаешь, что это просто чья-то позиция. Если внимательно посмотрите, художники не портят красивые, отреставрированные здания. Они оставляют своё художественное «фи» там, где нет красоты и эстетики, где разруха. Как будто подорожник на рану прикладывают. А почему бы и да? Это не вредит окружающей среде и людям. Самим художникам это приносит самореализацию. Города становятся большой, бесплатной галереей. Еще и прогулки по городу становятся интереснее. Искусство становится ещё более доступным.
И обратите внимание, насколько вся эта хаотичная нелегальная роспись приобретает смысл, когда государство перестаёт топтать художников и даёт им разрешение; а кураторы помогают с концепцией. Если ваш ребёнок рисует на обоях — не надо его наказывать, просто дайте ему уже холст или выделите ему отдельную комнату для этого.
Не забывайте, что галерея «Ростов» проводит медиации, мастер-классы и лекции про уличное искусство. Следите за социальными сетями и приходите на мероприятия, Галерея БескультурьЯ тоже там будет.