Читать
колонка редактора
Колонка Редактора

Искусство на сложных щщах

Ситуация: культура в заднице
Есть два стула:
  1. Почитатели искусства, которые по исполнению мизинца левой ноги отличат Рубенса от Брейгеля (а ещё лучше — одного Брейгеля от другого :) если вы понимаете о чём я).
  2. Широкий круг людей, для которых искусство — это:
  • заработать
  • выпендриться
  • унизить другого человека
  • социализироваться
  • вообще какая-то мутная тема, но вроде прикольно
  • пыль, бабки в музеях и духота
В первом случае мы имеем дело в основном с академистами. Многие из них тонко чувствуют прекрасное и подкрепляют это большим багажом знаний о культуре, истории, психологии и всё в этом духе. И это изумительно.
Во втором случае мы имеем дело тупо с большинством. По честному — с 88% вообще людей.

Это означает, что культура в заднице. Почему?

Почему искусство не должно быть только для элиты
Потому что искусство — это язык всего человечества. На этом языке пишется наша история. Именно из искусства складывается культура, а культура определяет всё — от пищевых привычек до формы улыбки. Вседозволенность, прагматизм и снобизм (страшное сочетание, честно) извратили сознание и душу человека в наш век, и поэтому мы имеем 88% людей, которые смотрят на картины Рубенса и видят заработать, выпендриться, пыльную бабку в музее и т.д. Не видят Рубенса, не видят потрясающие сюжеты и не охреневают в моменте.
Разделение на академистов и простой народ было всегда. У первых был Босх и Бах, у последних — резные ногтечистки и застольные песни. Но каждый культуролог знает, что и то и другое — искусство. И то и другое составляет нашу культуру. Я лишь хочу, чтобы это снова вернулось. Чтобы каждый человек независимо от образования чувствовал искусство и знал его в лицо. Чтобы не нужно было учиться десять лет в ВУЗах для того чтобы посмотреть на картину Рубенса и почувствовать её.
Теперь следующее. 88% людей послушают академиста, который расскажет о своих чувствах в отношении этой картины, и задушатся насмерть. Потому что такой способ познания прекрасного уже не работает. Если человек не воспитывался в высокоинтеллектуальной среде, у него практически нет шансов безболезненно и адекватно познакомиться со всей широтой культурного наследия человечества. Потому что он либо задушится и не почувствует, либо не задушится и не почувствует. А искусство — это чувствование.

Что я предлагаю
Вы думали, я только возмущаться могу? Я думаю эти мысли много лет, пока с нулём образования с удовольствием самостоятельно изучаю классическое искусство и историю. Я пришла к выводу, что старые методы не работают. Пора изобретать нечто новое.
Есть знания. Есть чувства. Есть процесс познания. Процесс познания может быть здоровым тогда, когда:
  1. сначала есть чувство
  2. потом желание знать
  3. потом поиски
  4. потом знания
В любом другом случае это гигантский мыльный пузырь, внутри которого зияющая душевная пустота и пыльный архив бесполезной мёртвой информации.
Я хочу сказать, нужно сначала показывать картину, потом спрашивать как оно, а потом уже предлагать почитать историю. Я абсолютно поддерживаю идею о том, что нужно знать разные вещи. Ощущение возросшего знания — потрясающее чувство. Но к нему приходить теперь нужно по-другому, чтобы оно заработало. Никому сейчас уже не интересно, когда информация подаётся на блюдечке. Никому не интересны правила. Люди отчаянно нуждаются в том, чтобы самостоятельно познавать. Информации вокруг так много, что очень высоко ценится её отсутствие. Ценно, когда сам чувствуешь толчок и начинаешь за ним идти, а не когда тебя ведут.

Я довольно старомодна в своих воззрениях на самом деле, и мне Пикассо с Малевичем вообще никак душу не греют в отличие от Брейгеля, Рубенса, Босха и Бугро. Но я топила и буду топить за то, чтобы как можно больше людей заново научились чувствовать прекрасное. Более того, я топлю за то чтобы люди находили то, что им нравится. А не то, что должно нравиться. Ван Гог — это классическое искусство. Но мне не нравится Ван Гог, и я хочу жить в мире искусства, где я не получу пачку укоризненных взглядов за это. Я люблю ДеЛакруа, если говорить о французах. Но ещё больше я люблю во всей это истории то, что у меня появилось желание знать эти имена. Это желание появилось оттого, что я где-то увидела картины. И они мне понравились. И никто не стоял над душой и не рассказывал, что я должна в них увидеть.

А академические знания сейчас можно нагуглить в любых количествах на любую тему. Но это должно быть стремлением из души человека, из его нутра. Не извне, а изнутри. Сейчас людей слишком легко ограничить и обрубить хилый рудимент ощущалки. Давайте не рисковать.
Made on
Tilda